
Курба. Фото Владимира Ештокина
Благотворительный фонд «Белый ирис» помогает сохранять уникальные объекты культурного наследия в российской глубинке. Недавно фонд завершил один из своих проектов — «Возрождение сельских жемчужин» в трёх старинных сёлах Ярославщины. Одним из главных результатов стало создание проекта реставрации Казанского храма села Курба. Над ним трудилась команда профессионалов. Храм невероятной красоты. Вот, что рассказывает о нём профессор, доктор культурологи Татьяна Юрьева: «Казанский храм, возведенный в 1770 году в стиле барокко, является легендарным памятником русского зодчества. Центрическая в плане 16-лепестковая церковь — единственное в мире подобное сооружение. Уникальна и настенная живопись: фрески, прекрасно исполненные ярославскими мастерами, украшают церковные стены от пола до потолка и содержат более 350 библейских сюжетов. Этот шедевр необходимо спасать, и как можно скорее».
В начале 30-х годов прошлого века в Казанском храме разместили тракторную мастерскую. Неудивительно, что до нас святыня дошла в аварийном состоянии. Её восстановление началось с оформления здания в федеральную собственность и разработки проекта консервационных работ. В 2020 году удалось провести работы по сохранению храма, защитить его от воздействия погодных условий. «К счастью, теперь готов и проект реставрации — при наличии средств её можно будет начать уже в следующем году. Мы верим, что Курбский храмовый комплекс, в который входят также изящная колокольня и Воскресенский храм, обретёт былое величие, станет духовной опорой для местных жителей и отправной точкой для развития Курбского поселения», — рассказывает директор фонда «Белый ирис» Ольга Шитова.
Курба — одно из самых больших и древних сёл Ярославской земли. Это очень колоритное место. Местные жители сами делают мебель, вышивают, вяжут, ткут половички, поют, а недавно здесь возродилось лозоплетение. В «Белом Ирисе» рады, что в селе достаточно много жителей, которые переживают за возрождение храма, деятельно участвуя в восстановлении святыни.
Неподалеку от Курбы находится село Дёгтево. Местная достопримечательность — церковь Корсунской иконы Божией Матери. Здание построено в стиле ампир в 1819 году. До нас оно дошло в полуразрушенном состоянии. Купол храма был утрачен, кровля над трапезной разрушилась. Но внутри частично сохранились древние росписи. Три года назад добровольцы вместе с фондом «Белый ирис» вырубили деревья в трапезной и вынесли остатки обрушившегося свода. В рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин» был разработан проект консервационных и противоаварийных работ. Центральная часть церкви и трапезная были закрыты временной кровлей, окна заколочены. Корсунский храм словно обрёл одежду, став недоступным для разрушительных снега и дождя!
Интересно, что Корсунская церковь является частью усадьбы, возникшей в начале XVII века и связанной с именем князя Алексея Шайдока. Сохранился усадебный дом, где чудом уцелели впечатляющие приметы прошлого: лепнина, росписи на потолке, ажурные остатки изразцовых печей.
Одним из владельцев дома был драматург Николай Филимонов, знакомый с Пушкиным и друживший с Некрасовым.
В будущем Курба и Дёгтево, расположенные на территории Ярославского района, могут стать частью единого туристического и паломнического маршрута.
Третье село в Ярославкой области, где был реализован социальный проект — Новое. Его главная достопримечательность — Троицкий храм. Это одна из наиболее оригинальных сельских церквей Ярославского края. Она построена в 1776 году. Примечательно то, что богослужения здесь продолжались даже во времена гонений на веру. А ещё храм знаменит своим роскошным барочным иконостасом и образцами монументальной живописи.
Фондом был разработан проект реставрации Святых врат Троицкой церкви. «Объект ветхий, с частичным отсутствием штукатурного слоя. При этом полностью сохранён общий облик, кованые ворота и калитки. Задача реставраторов — постараться привести врата к их первоначальному облику с сохранением идентичности», — комментирует директор ярославской художественной мастерской «Реставратор» Денис Полещук.
«Белый Ирис» снял документальные фильмы о трёх сёлах и возрождаемых святынях. Например, тёплый и душевный фильм «А Курба будет жить!» https://www.youtube.com/watch?v=FhQ9BbewqKo&t=211s.
«Я рада, что в сёлах начинают формироваться свои добровольческие команды по уходу за памятниками культурного наследия», — говорит Ольга Шитова, директор фонда. Команде фонда радостно наблюдать за тем, как у людей появляется мотивация к участию в восстановлении сельских жемчужин, появляется интерес к истории России и её архитектурному наследию — это невероятно ценно.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер