
Курба. Фото Владимира Ештокина
Благотворительный фонд «Белый ирис» помогает сохранять уникальные объекты культурного наследия в российской глубинке. Недавно фонд завершил один из своих проектов — «Возрождение сельских жемчужин» в трёх старинных сёлах Ярославщины. Одним из главных результатов стало создание проекта реставрации Казанского храма села Курба. Над ним трудилась команда профессионалов. Храм невероятной красоты. Вот, что рассказывает о нём профессор, доктор культурологи Татьяна Юрьева: «Казанский храм, возведенный в 1770 году в стиле барокко, является легендарным памятником русского зодчества. Центрическая в плане 16-лепестковая церковь — единственное в мире подобное сооружение. Уникальна и настенная живопись: фрески, прекрасно исполненные ярославскими мастерами, украшают церковные стены от пола до потолка и содержат более 350 библейских сюжетов. Этот шедевр необходимо спасать, и как можно скорее».
В начале 30-х годов прошлого века в Казанском храме разместили тракторную мастерскую. Неудивительно, что до нас святыня дошла в аварийном состоянии. Её восстановление началось с оформления здания в федеральную собственность и разработки проекта консервационных работ. В 2020 году удалось провести работы по сохранению храма, защитить его от воздействия погодных условий. «К счастью, теперь готов и проект реставрации — при наличии средств её можно будет начать уже в следующем году. Мы верим, что Курбский храмовый комплекс, в который входят также изящная колокольня и Воскресенский храм, обретёт былое величие, станет духовной опорой для местных жителей и отправной точкой для развития Курбского поселения», — рассказывает директор фонда «Белый ирис» Ольга Шитова.
Курба — одно из самых больших и древних сёл Ярославской земли. Это очень колоритное место. Местные жители сами делают мебель, вышивают, вяжут, ткут половички, поют, а недавно здесь возродилось лозоплетение. В «Белом Ирисе» рады, что в селе достаточно много жителей, которые переживают за возрождение храма, деятельно участвуя в восстановлении святыни.
Неподалеку от Курбы находится село Дёгтево. Местная достопримечательность — церковь Корсунской иконы Божией Матери. Здание построено в стиле ампир в 1819 году. До нас оно дошло в полуразрушенном состоянии. Купол храма был утрачен, кровля над трапезной разрушилась. Но внутри частично сохранились древние росписи. Три года назад добровольцы вместе с фондом «Белый ирис» вырубили деревья в трапезной и вынесли остатки обрушившегося свода. В рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин» был разработан проект консервационных и противоаварийных работ. Центральная часть церкви и трапезная были закрыты временной кровлей, окна заколочены. Корсунский храм словно обрёл одежду, став недоступным для разрушительных снега и дождя!
Интересно, что Корсунская церковь является частью усадьбы, возникшей в начале XVII века и связанной с именем князя Алексея Шайдока. Сохранился усадебный дом, где чудом уцелели впечатляющие приметы прошлого: лепнина, росписи на потолке, ажурные остатки изразцовых печей.
Одним из владельцев дома был драматург Николай Филимонов, знакомый с Пушкиным и друживший с Некрасовым.
В будущем Курба и Дёгтево, расположенные на территории Ярославского района, могут стать частью единого туристического и паломнического маршрута.
Третье село в Ярославкой области, где был реализован социальный проект — Новое. Его главная достопримечательность — Троицкий храм. Это одна из наиболее оригинальных сельских церквей Ярославского края. Она построена в 1776 году. Примечательно то, что богослужения здесь продолжались даже во времена гонений на веру. А ещё храм знаменит своим роскошным барочным иконостасом и образцами монументальной живописи.
Фондом был разработан проект реставрации Святых врат Троицкой церкви. «Объект ветхий, с частичным отсутствием штукатурного слоя. При этом полностью сохранён общий облик, кованые ворота и калитки. Задача реставраторов — постараться привести врата к их первоначальному облику с сохранением идентичности», — комментирует директор ярославской художественной мастерской «Реставратор» Денис Полещук.
«Белый Ирис» снял документальные фильмы о трёх сёлах и возрождаемых святынях. Например, тёплый и душевный фильм «А Курба будет жить!» https://www.youtube.com/watch?v=FhQ9BbewqKo&t=211s.
«Я рада, что в сёлах начинают формироваться свои добровольческие команды по уходу за памятниками культурного наследия», — говорит Ольга Шитова, директор фонда. Команде фонда радостно наблюдать за тем, как у людей появляется мотивация к участию в восстановлении сельских жемчужин, появляется интерес к истории России и её архитектурному наследию — это невероятно ценно.
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема