Известный психолог и философ Виктор Франкл в одной из своих работ пишет о том, что он видел параноиков, которые из своих иллюзорных идей преследования убивали своих мнимых врагов; но он встречал также параноиков, которые прощали своих предполагаемых противников. Эти параноики действовали, исходя не из своего психического расстройства, а скорее реагировали на это расстройство, исходя из своей человечности. В самом деле, паранойя, бредовое расстройство - очень тяжелый психиатрический симптом, когда человеку кажется, что все сговариваются против него, за спиной у него шепчутся, в машине, остановившейся у подъезда, сидят агенты КГБ, ЦРУ или масоны, самые близкие люди намереваются его прикончить, уличные фонари подают друг другу зловещие знаки, предвещающие ему скорую смерть. Человек в таком состоянии может бежать в другой город или вовсе в лес, преследуемый призраками, он может, хуже того, совершить убийство или самоубийство, думая избежать страшной участи попасться в руки своих воображаемых "врагов".
Но бывает так, что строго психиатрически люди здоровы - но их мышление и поведение окрашено паранойей. Они перепощивают в социальных сетях страшные рассказы о происках врагов, которые везде - они в шкафу, они под кроватью. Во дни смут и волнений уровень бреда возрастает - люди видят в другой стороне страшных врагов, которые рвутся их убить и замучить и непременно сделают это, если не напасть на них первыми. Чудовищные и по числу жертв, и по озверению сторон межнациональные конфликты всегда начинаются именно с массового бреда - "они хотят нас убить!"
Бывает так, что бред оставляет человека, сознание проясняется, и он с ужасом и содроганием видит, что он наделал, пока боролся в врагами.
И тут надо отдавать себе отчет - я не устойчивей других, я тоже могу впасть в бред, но, по крайней мере, я никого не буду убивать. Может быть, мой сосед - агент темных зловещих сил, может быть, он получает тайные указания из Кремля, или из Вашингтона, или из тайной штаб-квартиры всемирного заговора. Может быть, когда он здоровается со мной на лестничной клетке, на его лице мелькает злобная ухмылка человека, который готовится вонзить мне в спину нож. Может быть - но я не буду бросаться на него с ножом.
Интернет полон бреда на тему "они хотят нас убить!" - особенно в моменты кризиса. Может быть, Вы ему верите, может быть, Вы его даже распространяете. Но Вы еще можете принять важное решение - "по крайней мере, я никого не буду убивать".
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







