
Когда я была маленькой, мой родной Хабаровск накрыла эпидемия серозного менингита, и больницы были переполнены. Заболела и я, на каникулах между первым и вторым классами. Всем детям в нашей палате сделали пункцию, взяли спинномозговую жидкость на анализ. После этого нужно было лежать полсуток на животе и полсуток на спине, не шевелясь. Считалось, что так можно избежать осложнений в виде головной боли. Мы уже хорошо себя чувствовали, и, лишённые возможности двигаться, были обескуражены.
Санитарка, моя полы в палате, произнесла как бы ни к кому не обращаясь: «Бедные дети! Смерть за спинами ходит!» Наверное, сделала она это из благих побуждений, мол, услышав её слова, мы побоимся нарушать дисциплину, замрём на сутки, как и полагается, и не навредим себе. Мои соседи не придали словам особого значения, а я очень испугалась. Мне представлялась огромная страшная фигура за моей спиной.
Палата наша была на первом этаже, и каждый день приходил ко мне под окно папа. Я видела его родные глаза, улыбку, и понимала, что всё хорошо, он со мной, мы вместе, хоть и через стенку, и скоро я буду дома. Но в те сутки я даже не могла подойти к окну...
Ночью мне не спалось, и я дала волю слезам. Казалось, что я всё же шевелилась немного, вот ногой слегка, а это значит — скоро умру, и во второй класс мне пойти не суждено, и дома не окажусь.
Ко мне подошла старенькая медсестра, ночная дежурная. Она всё поняла без объяснений и погладила меня по голове. «Все мы под Богом, Он всё знает и видит. Спи, Он с тобой!»
Эти слова были настолько неожиданными, что я перестала плакать. Спросила о Боге: «А Он какой?» И опять услышала удивительное: «Он как твой папа. Добрый».
Больше медсестра не сказала ничего, просто посидела рядом, пока я засыпала. А наутро я проснулась радостная, будто что-то очень важное обрела. Да ведь так и было! Я, советская школьница, растущая в атеистической среде, услышала благую весть об Отце Небесном, Который меня любит!.. И животный страх ушёл, растворился. Потому что Отец Небесный, Бог, оказывается, со мной всегда, не через стенку! И от всего плохого защитит...
Все мы выздоровели тогда, все пошли после каникул в школу. А у меня, кроме крохотной отметинки от пункции на теле, осталась и отметинка в душе. Я жила теперь с ощущением, что есть Кто-то добрый, сильный и большой, как папа, но ещё сильнее, и Он всегда со мной. И от этого росли во мне радость и особая внутренняя свобода.
О том, что бояться следует не смерти, а только греха, отделяющего нас от Бога, я узнала много позже, когда пришла в Церковь. Как и о том, что ни единого волоса с моей головы не упадёт без воли Божьей. Но та старенькая медсестра простыми словами донесла до меня, маленькой, знание: Бог меня любит и Ему надо доверять.
Жаль, что я не запомнила её имени... А впрочем, можно же всё равно поминать её в молитве, ведь Господь всё знает и помнит.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер