
«Без вины виноватые», студия Вера , режиссёр Глеб Панфилов
— Ещё раз поздравляю тебя!
— Да особенно не с чем.
— Как это? Разве ты не любишь своего жениха?
— Да как его любить-то? Шут его знает, что он за человек...
— А вот, не хочешь, я тебе покажу его?
— Ой, покажи, покажи.
— Со мной карточка. Кажется, в карман сунула. Вот, гляди.
— Что с тобой?
— Ничего, ничего. Что-то с сердцем...
Неожиданным сюрпризом обернулась встреча двух приятельниц, в прошлом — институток-одноклассниц. Любовь Ивановна Отрадина и Таиса Ильинична Шелавина давно не виделись. И спешат поделиться новостями. Таиса недавно получила в наследство огромное состояние. И теперь выходит замуж. Правда, признаётся подруге: жених у неё немолод и беден. И выходит она за него только ради того, чтобы было кому вести её дела. Зато суженый пообещал быть у богатой невесты в полном повиновении. Любовь Ивановна искренне радуется за подругу. Сама она уже четыре года ждёт, когда же любимый человек наконец-то поведёт её под венец. В отличие от богатой приятельницы, Отрадина живёт очень скромно. И своего избранника — незнатного и небогатого — всем сердцем любит. Они с Григорием Львовичем давно знакомы. Так случилось, что у них даже есть ребёнок — сынок Гриша. Любовь Ивановна искренне надеется на семейное счастье. И вдруг, буквально в один миг, её надежды рушатся. Подруга протягивает ей фотокарточку жениха. На ней Отрадина видит... лицо своего избранника — Григория Львовича Мурова.
Думаю, многие узнали сюжет пьесы Александра Островского «Без вины виноватые». Сегодня поговорим об одном из её киновоплощений — одноимённой картине режиссёра Глеба Панфилова, которая вышла на экраны в 2008 году. Экранизировать классику, притом — популярную, которая входит в репертуар многих театров — дело ответственное, признавался режиссёр. Ему хотелось по максимуму сохранить на экране дух пьесы. При этом — не копировать уже известные её трактовки, а раскрыть собственное ви́дение произведения. Неудивительно, что кинокритики смотрели ленту особенно придирчиво. И после премьеры высказали своё мнение. «Фильм пролетел, как миг, не отпуская до финала». «Режиссёр создал чудесную картину русской жизни и живой образ женщины с любящей милосердной душой», — так на картину «Без вины виноватые» отозвались крупные отечественные издания.
Вслед за Островским, Глеб Панфилов показывает нам Любовь Ивановну Отрадину спустя 20 лет после предательства любимого человека. У неё новое имя — Елена Ивановна Кручинина. Теперь она — знаменитая актриса, которой рукоплещет столичная публика. Но в сердце женщины не утихает боль. Ведь она пережила не только чудовищный обман, но и гибель сына. Однажды Кручинина приезжает с гастролями в родной городок. И сталкивается с актёром местного театра, юношей по фамилии Незнамов. Кручинина помогает ему выбраться из полицейского участка. Но освобождённый, кажется, не очень-то благодарен своей спасительнице. В одном из эпизодов между ними происходит эмоциональный диалог:
— Я не понимаю, господа... что вам угодно от меня? Мне сказали, что господину Незнамову грозит большая неприятность.
— Ну, а вам-то что? Вам-то что за дело?
— Ну, если я имею возможность без особого труда избавить кого бы то ни было от неприятностей, то я должна это сделать непременно. И я считаю это не правом, а обязанностью.
— Угу.
— А теперь представьте человека, который со дня рождения не знал других ощущений, кроме боли. У меня душа так наболела, что мне больно от каждого слова, от каждого взгляда. А ещё больнее, когда мне благодетельствуют.
Что же за секрет хранит молодой артист? Почему душа его так изранена? Ответ на этот вопрос мы с вами будем искать вместе с героиней фильма. Который, кстати, стал настоящим семейным проектом. В роли Кручининой снялась супруга режиссёра Глеба Панфилова, актриса Инна Чурикова. А дерзкого и нелюдимого Незнамова сыграл их сын Иван. Такой выбор актёров Панфилов назвал не случайным и глубоко символичным. Почему? Думаю, это станет понятно, когда мы посмотрим картину «Без вины виноватые» — ленту о прощении, милосердии, неумирающей надежде, любви и вере.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер