
Жил был в джунглях маленький шакал. Как-то он очень проголодался и пришел к реке, чтобы найти себе на обед рыбёшку или краба.
Не знал он, что на дне той реки живёт злой, прожорливый крокодил. И как только маленький шакал сунулся в воду, чтобы поймать краба, крокодил схватил его за лапу.
Малыш чуть не умер от страха, но вспомнил, чему учил его отец: «Без смекалки пропадёшь. Ты должен быть смелым, находчивым, и внимательным».
Поэтому маленький шакал не растерялся, а как ни в чём не бывало весело воскликнул:
— Ловко, нечего сказать! Может, вы думаете, что держите в зубах мою лапку? Ошибаетесь! Вы схватили какой-то гнилой корешок. Наверное, тина залепила вам глаза.
Крокодил разжал пасть и буркнул:
— Вот досада! Я-то думал вкусно пообедать.
Но когда крокодил увидел, как маленький шакал, целый и невредимый, отбежал от берега, то крикнул ему вслед:
— Берегись, всё равно ты от меня не уйдешь!
На другое утро крокодил спрятался у самого берега на расстоянии одного прыжка, и стал дожидаться, когда маленький шакал придёт к реке.
Но малыш, вспомнив отцовские наказы, остановился в пяти шагах от берега и начал как бы громко рассуждать сам с собой.
— Странно, очень странно. Куда из реки подевались все крабы? Раньше они всегда плавали у берега. Сидели под водой и булькали, а теперь ни одного пузырька не видно.
«Ну, сейчас я его поймаю!» — решил крокодил и начал под водой булькать, пузыри пускать.
— Теперь я вижу, где ты притаился, дядюшка крокодил! — воскликнул маленький шакал и убежал прочь.
Разъярённый крокодил высунул из воды пасть и закричал:
— Все равно я тебя съем!
С той поры маленький шакал из осторожности перестал ходить к реке, а стал себе пропитание в джунглях добывать.
Но злопамятный крокодил никак не мог успокоиться. Однажды он отправился в лес, заполз в нору шакала, открыл широко пасть и стал поджидать своего недруга.
Маленький шакал сразу заприметил возле своей норы чьи-то незнакомые следы. Малыш остановился и крикнул издалека:
— Здравствуй, мой домик! Почему ты сегодня меня не приветствуешь? Ты же при виде меня всегда подаёшь свой голос!
— Здравствуй, мой хозяин! — отозвался из норы крокодил, и маленький шакал, конечно, узнал его голос.
— Сейчас я приду! Только сначала соберу немного хвороста, чтобы сварить себе обед, — сказал малыш.
Он натаскал большую кучу хвороста, положил возле входа в нору и поджёг. Бросился крокодил к выходу, пробился сквозь огонь, и дал дёру.
Стыдно было ему возвращаться домой с опаленным хвостом, и он уполз жить в другое место.
Не зря говорят: находчивость — вторая сила.
(по мотивам индийской сказки)
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.