На первый взгляд суеверия могут показаться безобидной причудой, как и всякие "обереги", глиняные "хранители семейного очага" и тому подобное. Однако мне это не кажется безобидным, и я объясню, почему.
В детстве я читал книжку про Алена Бомбара, французского врача и путешественника, который за 65 дней на небольшой надувной резиновой лодке пересек Атлантику без запасов воды и пищи, питаясь рыбой и употребляя выжатую из рыбы же влагу. Всё это он сделал, чтобы доказать - жертвы кораблекрушений могут выжить в самых неблагоприятных условиях. Ален Бомбар считал, что людей в открытом море убивают не природные условия, а их собственный страх. Одна фраза из книги врезалась мне в память: "Когда человек поддается суевериям, суеверия делают из него безвольного труса".
В менее суровых условиях суеверия, возможно, и не обрекут вас на скорую смерть, но они вполне могут разрушить вашу жизнь и взаимоотношения с другими людьми. Более же всего, они несомненно разрушают ваши отношения с Богом.
Следуя суевериям, подгадывая под особое число или расставляя в квартире обереги, люди отказываются (в той или иной степени) от ответственности за свою жизнь и перекладывают ее на что-то пустое и вымышленное. То, как сложится ваш брак, зависит уже не от того, как оба супруга будут себя вести, а от того, в правильный ли день вы его заключили. Ваш успех в делах - не от вашего личного трудолюбия, настойчивости и умения ладить с людьми, а от того, правильный ли амулет вы повесили на стену.
Более того, суеверия – это отказ признавать, что над нами есть всемогущий Бог, который свободен в Своём промысле и Своей милости, и которому не может указывать ни 7-ое, ни 13-ое число, ни цвет кошек, ни что-либо еще.
Возможно, кому-то кажется, что суеверие может иметь чисто психологического значение – люди хотят ободрить себя и успокоить. Но попытка "ободрить" себя таким образом оборачивается приступами панического страха, когда человек случайно смахивает оберег с полки, и тот разбивается; или трескается зеркало (как же, жди теперь семь несчастных лет!); или обнаруживается, что он вступил в брак "не в тот день".
Наша жизнь определяется тем, во что мы верим. Христиане верят в Божью милость и человеческую ответственность. Будет ли семейная жизнь прочной и счастливой не зависит от числа на календаре, фаз луны или положения светил, но - от твердого решения вступающих в брак покориться заповедям Божиим. А также от готовности искать Божьей помощи, чтобы эту заповедь исполнить.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема