Я долгое время занималась социальной журналистикой, и мне очень много раз приходилось сталкиваться с удивительными жизненными историями. Однажды я познакомилась с семьёй из Ростова, где муж был с детства болен ДЦП, а жена уже несколько лет жила со злокачественной опухолью. Но при этом у этой семьи на двоих было столько силищи, что и здоровый позавидует. И я говорю про силищу не только духовную, как многие из вас сейчас подумали. Я и про физическую — тоже.
Костя, глава этой семьи, имеет первый разряд одного из самых трудных направлений в каратэ. Маша — кандидат в мастера спорта. Оба — счастливые обладатели чёрных поясов и крепкой православной веры.
Диагноз Кости был озвучен почти сразу после рождения. Вплотную его здоровьем стал заниматься дед. Интуитивно понимая, что ДЦП — это слабость мышц и общего тонуса, он стал нагружать мальчика физическими упражнениями: массаж, войта-терапия, а когда в два с половиной года Костя встал на ноги, в ход пошли гантели, эспандеры и бег. Но мальчика нагружали не только физкультурой. Уроки для души были не менее активными. Дед регулярно читал внуку Библию, жития святых и водил причащаться. С этим Костя и вырос, каждый день принимая свою болезнь как повод для возрастания в вере и борьбы за собственное здоровье.
У Маши история была не столь радостной. Заниматься с девочкой было некому: отец рано ушёл из семьи, а мама сутками пропадала на работе. Спорт вошёл в Машину жизнь, когда друзья-мальчишки позвали её в секцию тхэквондо. А будучи уже студенткой физкультурного вуза, в её дом пришла первая беда: парализовало маму, уход за которой продлился почти десять лет. Следом же за мамой с инсультом слегла Машина бабушка.
— Чтобы хватало денег на лекарства, — вспоминает Костя,— Маша работала, где только могла. Ночами вязала какие-то носки, убирала подъезды. Даже сторожем была. Понятно, что такое моральное напряжение не лучшим образом сказалось на её здоровье (поддержки со стороны не было никакой, в храм она тоже не ходила). Сначала у Маши диагностировали вторую стадию рака, а потом — четвёртую. Неизлечимую.
Познакомились Костя и Маша в спортивной школе, где оба преподавали. Маша в это время уже болела.
— Я, — говорит Маша, — была очень замкнутой. Пыталась полностью уходить в работу, чтобы не думать. Ни о себе, ни о болезни. И, вдруг, Костя. С цветами. С билетами в кино. Как в сказке, в которую я тогда уже совсем отчаялась верить...
А после кино... было ещё одно кино. И потом ещё одно. А через несколько месяцев Костя сделал Маше предложение. Маша была тогда совершенно неверующей, но Костя настоял на венчании. «Без Бога, — говорит, — у нас с тобой просто не будет сил — жить». Сейчас ребята женаты уже шесть лет, продолжают работать, ходить в храм по воскресеньям и... благодарить Бога за каждый подаренный им новый день. Потому что знают: их расставание друг с другом может наступить в любой момент...
Но ведь и наше расставание с близкими может наступить в любой момент. Только почему-то мы не так часто вспоминаем об этом. Возможно, опираясь на эту мысль как на главную, очень многие проблемы показались бы нам не такими уж глобальными. А каждый прожитый вместе с любимыми день давал бы нам новые силы на умножение благодарности, веры и взаимной любви.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов