Я долгое время занималась социальной журналистикой, и мне очень много раз приходилось сталкиваться с удивительными жизненными историями. Однажды я познакомилась с семьёй из Ростова, где муж был с детства болен ДЦП, а жена уже несколько лет жила со злокачественной опухолью. Но при этом у этой семьи на двоих было столько силищи, что и здоровый позавидует. И я говорю про силищу не только духовную, как многие из вас сейчас подумали. Я и про физическую — тоже.
Костя, глава этой семьи, имеет первый разряд одного из самых трудных направлений в каратэ. Маша — кандидат в мастера спорта. Оба — счастливые обладатели чёрных поясов и крепкой православной веры.
Диагноз Кости был озвучен почти сразу после рождения. Вплотную его здоровьем стал заниматься дед. Интуитивно понимая, что ДЦП — это слабость мышц и общего тонуса, он стал нагружать мальчика физическими упражнениями: массаж, войта-терапия, а когда в два с половиной года Костя встал на ноги, в ход пошли гантели, эспандеры и бег. Но мальчика нагружали не только физкультурой. Уроки для души были не менее активными. Дед регулярно читал внуку Библию, жития святых и водил причащаться. С этим Костя и вырос, каждый день принимая свою болезнь как повод для возрастания в вере и борьбы за собственное здоровье.
У Маши история была не столь радостной. Заниматься с девочкой было некому: отец рано ушёл из семьи, а мама сутками пропадала на работе. Спорт вошёл в Машину жизнь, когда друзья-мальчишки позвали её в секцию тхэквондо. А будучи уже студенткой физкультурного вуза, в её дом пришла первая беда: парализовало маму, уход за которой продлился почти десять лет. Следом же за мамой с инсультом слегла Машина бабушка.
— Чтобы хватало денег на лекарства, — вспоминает Костя,— Маша работала, где только могла. Ночами вязала какие-то носки, убирала подъезды. Даже сторожем была. Понятно, что такое моральное напряжение не лучшим образом сказалось на её здоровье (поддержки со стороны не было никакой, в храм она тоже не ходила). Сначала у Маши диагностировали вторую стадию рака, а потом — четвёртую. Неизлечимую.
Познакомились Костя и Маша в спортивной школе, где оба преподавали. Маша в это время уже болела.
— Я, — говорит Маша, — была очень замкнутой. Пыталась полностью уходить в работу, чтобы не думать. Ни о себе, ни о болезни. И, вдруг, Костя. С цветами. С билетами в кино. Как в сказке, в которую я тогда уже совсем отчаялась верить...
А после кино... было ещё одно кино. И потом ещё одно. А через несколько месяцев Костя сделал Маше предложение. Маша была тогда совершенно неверующей, но Костя настоял на венчании. «Без Бога, — говорит, — у нас с тобой просто не будет сил — жить». Сейчас ребята женаты уже шесть лет, продолжают работать, ходить в храм по воскресеньям и... благодарить Бога за каждый подаренный им новый день. Потому что знают: их расставание друг с другом может наступить в любой момент...
Но ведь и наше расставание с близкими может наступить в любой момент. Только почему-то мы не так часто вспоминаем об этом. Возможно, опираясь на эту мысль как на главную, очень многие проблемы показались бы нам не такими уж глобальными. А каждый прожитый вместе с любимыми день давал бы нам новые силы на умножение благодарности, веры и взаимной любви.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема