Я долгое время занималась социальной журналистикой, и мне очень много раз приходилось сталкиваться с удивительными жизненными историями. Однажды я познакомилась с семьёй из Ростова, где муж был с детства болен ДЦП, а жена уже несколько лет жила со злокачественной опухолью. Но при этом у этой семьи на двоих было столько силищи, что и здоровый позавидует. И я говорю про силищу не только духовную, как многие из вас сейчас подумали. Я и про физическую — тоже.
Костя, глава этой семьи, имеет первый разряд одного из самых трудных направлений в каратэ. Маша — кандидат в мастера спорта. Оба — счастливые обладатели чёрных поясов и крепкой православной веры.
Диагноз Кости был озвучен почти сразу после рождения. Вплотную его здоровьем стал заниматься дед. Интуитивно понимая, что ДЦП — это слабость мышц и общего тонуса, он стал нагружать мальчика физическими упражнениями: массаж, войта-терапия, а когда в два с половиной года Костя встал на ноги, в ход пошли гантели, эспандеры и бег. Но мальчика нагружали не только физкультурой. Уроки для души были не менее активными. Дед регулярно читал внуку Библию, жития святых и водил причащаться. С этим Костя и вырос, каждый день принимая свою болезнь как повод для возрастания в вере и борьбы за собственное здоровье.
У Маши история была не столь радостной. Заниматься с девочкой было некому: отец рано ушёл из семьи, а мама сутками пропадала на работе. Спорт вошёл в Машину жизнь, когда друзья-мальчишки позвали её в секцию тхэквондо. А будучи уже студенткой физкультурного вуза, в её дом пришла первая беда: парализовало маму, уход за которой продлился почти десять лет. Следом же за мамой с инсультом слегла Машина бабушка.
— Чтобы хватало денег на лекарства, — вспоминает Костя,— Маша работала, где только могла. Ночами вязала какие-то носки, убирала подъезды. Даже сторожем была. Понятно, что такое моральное напряжение не лучшим образом сказалось на её здоровье (поддержки со стороны не было никакой, в храм она тоже не ходила). Сначала у Маши диагностировали вторую стадию рака, а потом — четвёртую. Неизлечимую.
Познакомились Костя и Маша в спортивной школе, где оба преподавали. Маша в это время уже болела.
— Я, — говорит Маша, — была очень замкнутой. Пыталась полностью уходить в работу, чтобы не думать. Ни о себе, ни о болезни. И, вдруг, Костя. С цветами. С билетами в кино. Как в сказке, в которую я тогда уже совсем отчаялась верить...
А после кино... было ещё одно кино. И потом ещё одно. А через несколько месяцев Костя сделал Маше предложение. Маша была тогда совершенно неверующей, но Костя настоял на венчании. «Без Бога, — говорит, — у нас с тобой просто не будет сил — жить». Сейчас ребята женаты уже шесть лет, продолжают работать, ходить в храм по воскресеньям и... благодарить Бога за каждый подаренный им новый день. Потому что знают: их расставание друг с другом может наступить в любой момент...
Но ведь и наше расставание с близкими может наступить в любой момент. Только почему-то мы не так часто вспоминаем об этом. Возможно, опираясь на эту мысль как на главную, очень многие проблемы показались бы нам не такими уж глобальными. А каждый прожитый вместе с любимыми день давал бы нам новые силы на умножение благодарности, веры и взаимной любви.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема