Жила-была одна девочка-принцесса. Однажды она с няней пошла гулять по городу и остановилась возле цветочного магазина. За стеклом красовалось множество цветов в горшках: розовые и белые гиацинты, фиалки, гортензии. Но красивее и изящней всех была белая роза.
— Ах, как я хочу, чтобы у меня в комнате была эта роза! — воскликнула девочка. — Я бы каждый день ею любовалась и нюхала её аромат.
На следующий день у принцессы был день рождения, и няня подарила ей розу в красивом керамическом горшке.
Девочка никак не могла налюбоваться на белую розу. Она поминутно её нюхала, считала бутоны, переставляла цветок с окна на окно, и несколько раз в день поливала землю в горшке.
Но прошло несколько дней — и роза начала вянуть. Бутоны на цветке стали опадать, а листья сохнуть.
— Должно быть, ты слишком много поливала цветок, а от этого у него портятся корни, — сказала няня. — К тому же, хорошо бы пока поставить розу в тёмное, прохладное место — на окне ей слишком жарко.
— Но зачем тогда она мне нужна, если я не могу на неё любоваться? — рассердилась девочка. — И вообще — тебя обманули! Это не та роза, которую я видела в витрине, а эта мне вовсе не нравится.
И капризная принцесса столкнула горшок с розой в раскрытое окно.
— Ну и пусть, — сказала девочка. — Дворник уберёт этот облезлый цветок. А я скажу родителям, чтобы они купили другую, красивую розу.
У королевского дворника была маленькая дочка, которая часто помогала отцу подметать дорожки и убирать мусор. Она нашла под окнами дворца белую розу с поломанными ветками, принесла её домой, пересадила в простой глиняный горшок и стала ухаживать за цветком. Роза стала поправляться.
Прошёл год. Как-то принцесса гуляла с няней в саду и проходила мимо дома, где жил дворник с дочкой. Окно в комнату было открыто, и на подоконнике принцесса увидела прекрасную розу, усыпанную белыми цветами.
— Няня, посмотри, какая роза! Не то, что у меня — на каждой ветке сразу по три цветка! — воскликнула принцесса. — Погоди, а это не та ли самая белая роза, которую ты подарила мне на день рождения? Значит, она моя! Пойдём, заберём её!
— Нет, это другая роза, — сказала няня, которая тоже узнала свой цветок. — Просто ей больше повезло: она попала в любящие, заботливые руки.
— Я тоже хочу себе такую белую розу! Купите мне точно такую же!
— Моя дорогая принцесса, точно такую же розу ты ни за какие деньги не купишь. Если ты действительно любишь цветы, научись их любить больше всех своих капризов и заботиться о них. И ты увидишь, как они будут тебе благодарны.
И принцессе показалось, что при этих словах белая роза, стоявшая на подоконнике, согласно кивнула.
(по мотивам сербской народной сказки)
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема







