
Жила-была одна девочка-принцесса. Однажды она с няней пошла гулять по городу и остановилась возле цветочного магазина. За стеклом красовалось множество цветов в горшках: розовые и белые гиацинты, фиалки, гортензии. Но красивее и изящней всех была белая роза.
— Ах, как я хочу, чтобы у меня в комнате была эта роза! — воскликнула девочка. — Я бы каждый день ею любовалась и нюхала её аромат.
На следующий день у принцессы был день рождения, и няня подарила ей розу в красивом керамическом горшке.
Девочка никак не могла налюбоваться на белую розу. Она поминутно её нюхала, считала бутоны, переставляла цветок с окна на окно, и несколько раз в день поливала землю в горшке.
Но прошло несколько дней — и роза начала вянуть. Бутоны на цветке стали опадать, а листья сохнуть.
— Должно быть, ты слишком много поливала цветок, а от этого у него портятся корни, — сказала няня. — К тому же, хорошо бы пока поставить розу в тёмное, прохладное место — на окне ей слишком жарко.
— Но зачем тогда она мне нужна, если я не могу на неё любоваться? — рассердилась девочка. — И вообще — тебя обманули! Это не та роза, которую я видела в витрине, а эта мне вовсе не нравится.
И капризная принцесса столкнула горшок с розой в раскрытое окно.
— Ну и пусть, — сказала девочка. — Дворник уберёт этот облезлый цветок. А я скажу родителям, чтобы они купили другую, красивую розу.
У королевского дворника была маленькая дочка, которая часто помогала отцу подметать дорожки и убирать мусор. Она нашла под окнами дворца белую розу с поломанными ветками, принесла её домой, пересадила в простой глиняный горшок и стала ухаживать за цветком. Роза стала поправляться.
Прошёл год. Как-то принцесса гуляла с няней в саду и проходила мимо дома, где жил дворник с дочкой. Окно в комнату было открыто, и на подоконнике принцесса увидела прекрасную розу, усыпанную белыми цветами.
— Няня, посмотри, какая роза! Не то, что у меня — на каждой ветке сразу по три цветка! — воскликнула принцесса. — Погоди, а это не та ли самая белая роза, которую ты подарила мне на день рождения? Значит, она моя! Пойдём, заберём её!
— Нет, это другая роза, — сказала няня, которая тоже узнала свой цветок. — Просто ей больше повезло: она попала в любящие, заботливые руки.
— Я тоже хочу себе такую белую розу! Купите мне точно такую же!
— Моя дорогая принцесса, точно такую же розу ты ни за какие деньги не купишь. Если ты действительно любишь цветы, научись их любить больше всех своих капризов и заботиться о них. И ты увидишь, как они будут тебе благодарны.
И принцессе показалось, что при этих словах белая роза, стоявшая на подоконнике, согласно кивнула.
(по мотивам сербской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема