
Жила-была одна девочка-принцесса. Однажды она с няней пошла гулять по городу и остановилась возле цветочного магазина. За стеклом красовалось множество цветов в горшках: розовые и белые гиацинты, фиалки, гортензии. Но красивее и изящней всех была белая роза.
— Ах, как я хочу, чтобы у меня в комнате была эта роза! — воскликнула девочка. — Я бы каждый день ею любовалась и нюхала её аромат.
На следующий день у принцессы был день рождения, и няня подарила ей розу в красивом керамическом горшке.
Девочка никак не могла налюбоваться на белую розу. Она поминутно её нюхала, считала бутоны, переставляла цветок с окна на окно, и несколько раз в день поливала землю в горшке.
Но прошло несколько дней — и роза начала вянуть. Бутоны на цветке стали опадать, а листья сохнуть.
— Должно быть, ты слишком много поливала цветок, а от этого у него портятся корни, — сказала няня. — К тому же, хорошо бы пока поставить розу в тёмное, прохладное место — на окне ей слишком жарко.
— Но зачем тогда она мне нужна, если я не могу на неё любоваться? — рассердилась девочка. — И вообще — тебя обманули! Это не та роза, которую я видела в витрине, а эта мне вовсе не нравится.
И капризная принцесса столкнула горшок с розой в раскрытое окно.
— Ну и пусть, — сказала девочка. — Дворник уберёт этот облезлый цветок. А я скажу родителям, чтобы они купили другую, красивую розу.
У королевского дворника была маленькая дочка, которая часто помогала отцу подметать дорожки и убирать мусор. Она нашла под окнами дворца белую розу с поломанными ветками, принесла её домой, пересадила в простой глиняный горшок и стала ухаживать за цветком. Роза стала поправляться.
Прошёл год. Как-то принцесса гуляла с няней в саду и проходила мимо дома, где жил дворник с дочкой. Окно в комнату было открыто, и на подоконнике принцесса увидела прекрасную розу, усыпанную белыми цветами.
— Няня, посмотри, какая роза! Не то, что у меня — на каждой ветке сразу по три цветка! — воскликнула принцесса. — Погоди, а это не та ли самая белая роза, которую ты подарила мне на день рождения? Значит, она моя! Пойдём, заберём её!
— Нет, это другая роза, — сказала няня, которая тоже узнала свой цветок. — Просто ей больше повезло: она попала в любящие, заботливые руки.
— Я тоже хочу себе такую белую розу! Купите мне точно такую же!
— Моя дорогая принцесса, точно такую же розу ты ни за какие деньги не купишь. Если ты действительно любишь цветы, научись их любить больше всех своих капризов и заботиться о них. И ты увидишь, как они будут тебе благодарны.
И принцессе показалось, что при этих словах белая роза, стоявшая на подоконнике, согласно кивнула.
(по мотивам сербской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер