
Дмитрий Косилов
В храме, куда я регулярно хожу на службы несколько лет служил один батюшка, отец Евгений. Образованный, энергичный, очень внимательный к своей пастве. Мы к нему привязались. Но настал момент и его перевели настоятелем в другой приход. Я долго собирался навестить его на новом месте, но всё почему-то не складывалось. В итоге связь с ним была потеряна.
И вот придя однажды на праздничный день в церковь, я разговорился с женщиной из свечной лавки. В какой-то момент разговор коснулся этого нашего батюшки.
— Расскажите, как там отец Евгений? — спросил я.
— А что рассказывать? Отец Евгений вот уже год как на кладбище! — отозвалась женщина.
— Да как же это?! — вырвалось у меня — жалко его!
— Жалко — не то слово! Но на всё воля Божья и промысел Его! — подытожила моя собеседница.
Неприятную новость я рассказал всем, кто знал этого замечательного священника. И все были так же удивлены и опечалены.
Впрочем, что ж поделаешь? Это жизнь, и в ней случается всякое! Остаётся только молиться, подавать записки об упокоении батюшкиной души и надеяться на милость Господа!
... Прошло около года. Проезжая как-то на машине мимо автобусной остановки, я увидел на ней мужчину поразительно схожего с батюшкой Евгением!
— Показалось! — мелькнула мысль. — Ну, не может такого быть! А вдруг всё же...? Надо обязательно проверить!
Я притормозил за остановкой, вышел из машины и подбежал к мужчине:
— Отец Евгений, Вы ли это?
— Я, — отвечает он.
— А как Вы тут, откуда, куда едете? — я сыпал вопросами от растерянности.
— Я — на кладбище! — ответил батюшка.
— Зачем? — медленно протянул я ... Думал, он ответит, мол, Господь отпустил повидаться с усопшими родными, а после нужно возвращаться назад. И тут священник говорит:
— Так я там служу!
— А там разве есть храм?
— Есть, конечно! — отвечает батюшка. И через секунду продолжает с лёгкой улыбкой:
— Но прихожане, поверите ли, все исключительно тихие люди!
— Батюшка, какая чудная ситуация. Простите, мы не так поняли, когда нам сказали, что Вы на кладбище. Мы подавали записки за упокой Вашей души...
Отец Евгений улыбнулся и сказал:
— У Господа все живы.
Так просто и так понятно. У Бога все живы. И я тогда отчетливо понял, что если между людьми есть там самая христианская любовь, забота друг о друге, то мы остаемся вместе, едины. Едины во Христе! И слава Ему во веки.
Автор: Дмитрий Косилов
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема