Можно сказать, что известный современный писатель Евгений Водолазкин умеет управлять машиной времени. Не такой, конечно, как рисует её классическая научная фантастика — сделанную из железа, со множеством светящихся кнопочек... Машина времени Водолазкна — это его тексты. Причём, с помощью своих произведений автор предлагает читателю не столько путешествовать из прошлого в будущее или наоборот, сколько почувствовать, как относительны порой становятся эти понятия. Необычный разговор о столь тонкой материи как время писатель начал ещё в своём романе «Лавр», ставшем бестселлером и сникавшем самые престижные литературные награды. Очередное творение Евгения Водолазкина — роман «Авиатор» — кажется, способен повторить успех предшественника.
Сюжет — вполне себе фантастический: замороженного в ходе секретного научного эксперимента двадцатых годов героя по имени Иннокентий Петрович Платонов, заключённого по ложному доносу в Соловецкий лагерь, размораживают в тысяча девятьсот девяносто девятом! И вот перед нами оказывается дневник Платонова, который он по совету своего врача Гейгера начинает вести, чтобы ускорить процесс возвращения памяти.
И память постепенно возвращается. Но не последовательно, а отрывочно, поначалу — в виде, казалось бы, совсем незначительных деталей: в стуке дождя по подоконнику, скрипу форточки, шороху велосипедных колёс на грунтовой дороге. Вместе с героем читатель то оказывается на поэтическом вечере Блока, то в очереди за керосином зимой голодного девятнадцатого года, то участвует в съёмках рекламного ролика замороженных овощей, то есть в самых современных реалиях. Такие скачки из одного времени в другое, постоянная смена декораций и лиц, однако, ничуть не запутывает. Напротив, постепенно выстраивается отчётливая, стройная, хотя и очень многомерная картина, где все события и детали чётко взаимосвязаны. Более того, в «Авиаторе», кажется, всё не случайно — даже имена героев и названия улиц.
Евгений Водолазкин не скупится и на острые сюжетные повороты: к примеру, в новом времени герой узнаёт, что ещё жива его невеста, Анастасия, с которой он навсегда расстался в день своего ареста. Жив чекист Воронин, издевавшийся над ним в лагере. Но осталось ли прежним его отношение к этим людям, или произошедшее с ним что-то изменило в его душе? Искренне верующий, Платонов постоянно обращается к Богу, и, вспоминая слова Великого покаянного канона пытается найти примирение с прошлым, приходя к мысли о том, что есть вещи выше справедливости — например, милосердие и любовь.
В детстве Иннокентий Платонов мечтал стать авиатором. И пусть сесть за штурвал самолёта ему так и не удалось, подняться он всё-таки сумел — над ненавистью и жестокостью, над обидами и болью. Подняться с помощью прощения и покаяния. А искреннее покаяние, как считает герой и, думается, сам создатель «Авиатора», Евгений Водолазкин, возвращает человека к его изначальному чистому состоянию души. А значит, в своём роде тоже способно преодолеть время.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема