
— Дядя Андрей, смотри — этюд «На Валааме» Архипа Куинджи. Как неожиданно увидеть северный пейзаж в Национальном музее Чечни. Интересно, как он сюда попал?
— Как попал? В 1961 году в Грозном создали музей изобразительных искусств. Основой его коллекции стали картины из собраний Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В числе прочих полотен в Чечню тогда привезли и эту зарисовку Куинджи.
— Скажи, похоже на то местечко на Валааме, где мы с тобой с палаткой стояли неподалёку от монастыря? Там так же утёс нависал над берегом, извилистая речка бежала неподалёку. И берёзка похожая росла. Я ещё хотел за это деревце трос от палатки закрепить. А ты не разрешил, побоялся, что ствол обломиться может, и велел мне колышек покрепче вбить.
— Да, да, помню, конечно! Намучились мы с тобой тогда. Земля каменистая, колышки не вбиваются. Да ещё и гроза надвигалась — действительно, совсем как у Куинджи на полотне. Здорово художник ухватил серебристый предгрозовой свет!
— Кажется, что он не только свет, но и температуру, и влажность воздуха смог передать. Смотрю на картину и буквально чувствую промозглость. Но почему-то так радостно от этого!
— Ты сейчас практически повторил слова Фёдора Михайловича Достоевского, которые писатель произнёс, когда увидел картину «На Валааме»: «Мгла, сырость вас будто пронизывает всего. А между тем как это хорошо!»
— Вот правда, почему на душе теплеет, когда смотришь на этюд? Загадка!
— Наверное, сердце всякого человека, побывавшего на Валааме, связано с островом незримыми ниточками, и Куинджи удалось их тронуть.
— А сам художник тоже любил Валаам?
— Очень. Куинджи впервые совершил паломничество в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь в начале семидесятых годов девятнадцатого века. Он был тогда студентом Императорской академии художеств. И сразу полюбил тихую уединённую обитель, глухие леса, её окружающие, и озеро. Даже в свадебное путешествие со своей супругой Верой Леонтьевной художник отправился не в Европу, как тогда было модно, а на скалистый северный остров.
— В свадебное путешествие в монастырь??
— Представь себе. Архип Иванович хотел разделить с женой то, чем особенно дорожил сам — молитвенную тишину Валаама. Это путешествие стало для супругов особенным, знаковым. Корабль, на котором плыли молодожёны, попал в шторм и потерпел крушение. Архип Иванович и Вера Леонтьевна чудом выбрались на берег — вот такой же скалистый, как на картине. И художник сказал жене: «Знаешь, Верочка, я думаю, что Господь не зря сохранил нам жизнь. Это явный знак: мы должны направить все силы на добрые дела».
— И как, получилось у Куинджи исполнить это намерение?
— Вполне. Супруги никогда не держали прислугу, питались скромно. Основной статьёй семейных расходов была покупка красок, холстов и содержание мастерской. А выручку от продажи картин Архип Иванович тратил на учеников. Талантливых отправлял совершенствовать мастерство за границу, больным оплачивал курортное лечение. Помогал всем, кто попал в беду.
— Надо же, как несчастный случай на Валааме повлиял на жизнь человека!
— Э, нет, дружочек. Несчастный случай может произойти с кем угодно, но не всякий сумеет извлечь из этого правильные выводы. Переоценить жизнь художнику помогло частое пребывание на Валааме, где он мог внутренне сосредоточиться, помолиться, пообщаться с мудрым настоятелем монастыря, игуменом Дамаскином. Отсвет того благодатного времени остался на полотнах Архипа Ивановича Куинджи. И на всей его биографии!
«Картину Архипа Куинджи „На Валааме“ можно увидеть в Национальном музее Чеченской республики».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.