— Дядя Андрей, смотри — этюд «На Валааме» Архипа Куинджи. Как неожиданно увидеть северный пейзаж в Национальном музее Чечни. Интересно, как он сюда попал?
— Как попал? В 1961 году в Грозном создали музей изобразительных искусств. Основой его коллекции стали картины из собраний Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В числе прочих полотен в Чечню тогда привезли и эту зарисовку Куинджи.
— Скажи, похоже на то местечко на Валааме, где мы с тобой с палаткой стояли неподалёку от монастыря? Там так же утёс нависал над берегом, извилистая речка бежала неподалёку. И берёзка похожая росла. Я ещё хотел за это деревце трос от палатки закрепить. А ты не разрешил, побоялся, что ствол обломиться может, и велел мне колышек покрепче вбить.
— Да, да, помню, конечно! Намучились мы с тобой тогда. Земля каменистая, колышки не вбиваются. Да ещё и гроза надвигалась — действительно, совсем как у Куинджи на полотне. Здорово художник ухватил серебристый предгрозовой свет!
— Кажется, что он не только свет, но и температуру, и влажность воздуха смог передать. Смотрю на картину и буквально чувствую промозглость. Но почему-то так радостно от этого!
— Ты сейчас практически повторил слова Фёдора Михайловича Достоевского, которые писатель произнёс, когда увидел картину «На Валааме»: «Мгла, сырость вас будто пронизывает всего. А между тем как это хорошо!»
— Вот правда, почему на душе теплеет, когда смотришь на этюд? Загадка!
— Наверное, сердце всякого человека, побывавшего на Валааме, связано с островом незримыми ниточками, и Куинджи удалось их тронуть.
— А сам художник тоже любил Валаам?
— Очень. Куинджи впервые совершил паломничество в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь в начале семидесятых годов девятнадцатого века. Он был тогда студентом Императорской академии художеств. И сразу полюбил тихую уединённую обитель, глухие леса, её окружающие, и озеро. Даже в свадебное путешествие со своей супругой Верой Леонтьевной художник отправился не в Европу, как тогда было модно, а на скалистый северный остров.
— В свадебное путешествие в монастырь??
— Представь себе. Архип Иванович хотел разделить с женой то, чем особенно дорожил сам — молитвенную тишину Валаама. Это путешествие стало для супругов особенным, знаковым. Корабль, на котором плыли молодожёны, попал в шторм и потерпел крушение. Архип Иванович и Вера Леонтьевна чудом выбрались на берег — вот такой же скалистый, как на картине. И художник сказал жене: «Знаешь, Верочка, я думаю, что Господь не зря сохранил нам жизнь. Это явный знак: мы должны направить все силы на добрые дела».
— И как, получилось у Куинджи исполнить это намерение?
— Вполне. Супруги никогда не держали прислугу, питались скромно. Основной статьёй семейных расходов была покупка красок, холстов и содержание мастерской. А выручку от продажи картин Архип Иванович тратил на учеников. Талантливых отправлял совершенствовать мастерство за границу, больным оплачивал курортное лечение. Помогал всем, кто попал в беду.
— Надо же, как несчастный случай на Валааме повлиял на жизнь человека!
— Э, нет, дружочек. Несчастный случай может произойти с кем угодно, но не всякий сумеет извлечь из этого правильные выводы. Переоценить жизнь художнику помогло частое пребывание на Валааме, где он мог внутренне сосредоточиться, помолиться, пообщаться с мудрым настоятелем монастыря, игуменом Дамаскином. Отсвет того благодатного времени остался на полотнах Архипа Ивановича Куинджи. И на всей его биографии!
«Картину Архипа Куинджи „На Валааме“ можно увидеть в Национальном музее Чеченской республики».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.