
— Дядя Андрей, смотри — этюд «На Валааме» Архипа Куинджи. Как неожиданно увидеть северный пейзаж в Национальном музее Чечни. Интересно, как он сюда попал?
— Как попал? В 1961 году в Грозном создали музей изобразительных искусств. Основой его коллекции стали картины из собраний Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В числе прочих полотен в Чечню тогда привезли и эту зарисовку Куинджи.
— Скажи, похоже на то местечко на Валааме, где мы с тобой с палаткой стояли неподалёку от монастыря? Там так же утёс нависал над берегом, извилистая речка бежала неподалёку. И берёзка похожая росла. Я ещё хотел за это деревце трос от палатки закрепить. А ты не разрешил, побоялся, что ствол обломиться может, и велел мне колышек покрепче вбить.
— Да, да, помню, конечно! Намучились мы с тобой тогда. Земля каменистая, колышки не вбиваются. Да ещё и гроза надвигалась — действительно, совсем как у Куинджи на полотне. Здорово художник ухватил серебристый предгрозовой свет!
— Кажется, что он не только свет, но и температуру, и влажность воздуха смог передать. Смотрю на картину и буквально чувствую промозглость. Но почему-то так радостно от этого!
— Ты сейчас практически повторил слова Фёдора Михайловича Достоевского, которые писатель произнёс, когда увидел картину «На Валааме»: «Мгла, сырость вас будто пронизывает всего. А между тем как это хорошо!»
— Вот правда, почему на душе теплеет, когда смотришь на этюд? Загадка!
— Наверное, сердце всякого человека, побывавшего на Валааме, связано с островом незримыми ниточками, и Куинджи удалось их тронуть.
— А сам художник тоже любил Валаам?
— Очень. Куинджи впервые совершил паломничество в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь в начале семидесятых годов девятнадцатого века. Он был тогда студентом Императорской академии художеств. И сразу полюбил тихую уединённую обитель, глухие леса, её окружающие, и озеро. Даже в свадебное путешествие со своей супругой Верой Леонтьевной художник отправился не в Европу, как тогда было модно, а на скалистый северный остров.
— В свадебное путешествие в монастырь??
— Представь себе. Архип Иванович хотел разделить с женой то, чем особенно дорожил сам — молитвенную тишину Валаама. Это путешествие стало для супругов особенным, знаковым. Корабль, на котором плыли молодожёны, попал в шторм и потерпел крушение. Архип Иванович и Вера Леонтьевна чудом выбрались на берег — вот такой же скалистый, как на картине. И художник сказал жене: «Знаешь, Верочка, я думаю, что Господь не зря сохранил нам жизнь. Это явный знак: мы должны направить все силы на добрые дела».
— И как, получилось у Куинджи исполнить это намерение?
— Вполне. Супруги никогда не держали прислугу, питались скромно. Основной статьёй семейных расходов была покупка красок, холстов и содержание мастерской. А выручку от продажи картин Архип Иванович тратил на учеников. Талантливых отправлял совершенствовать мастерство за границу, больным оплачивал курортное лечение. Помогал всем, кто попал в беду.
— Надо же, как несчастный случай на Валааме повлиял на жизнь человека!
— Э, нет, дружочек. Несчастный случай может произойти с кем угодно, но не всякий сумеет извлечь из этого правильные выводы. Переоценить жизнь художнику помогло частое пребывание на Валааме, где он мог внутренне сосредоточиться, помолиться, пообщаться с мудрым настоятелем монастыря, игуменом Дамаскином. Отсвет того благодатного времени остался на полотнах Архипа Ивановича Куинджи. И на всей его биографии!
«Картину Архипа Куинджи „На Валааме“ можно увидеть в Национальном музее Чеченской республики».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема