Бывают книги, которые уже одним свои названием интригуют и пробуждают любопытство. Мимо них не пройдёшь, а если сразу не купишь, то после пары ночей, проведённых в размышлениях, обязательно вернёшься в книжный магазин. Книга архимандрита Саввы Мажуко «Любовь и пустота» - как раз из таких.
Что за странное сравнение, - первое, что хочется сказать в ответ на необычный заголовок. Почему вдруг - пустота? Разве любовь – это, напротив, не состояние наполненности тем, кого ты любишь?
С таким скептическим настроением переворачиваешь страницу и тут же понимаешь, что ответом на твой вопрос будет целый пласт культурологических и духовных исканий за последние несколько тысяч лет. Просто дух захватывает, когда видишь, сколько, оказывается, великих умов размышляли над этим вопросом! Ещё античный Платон никак не мог избавиться от ощущения, что любовь как желание во что бы то ни стало обладать объектом своей привязанности, всегда играет с человеком злую шутку, и размышлял об этом едва ли не в каждой своей трагедии. Ему вторили и другие античные поэты-мыслители – Еврипид, Ивик и Софокл.
А в Ветхом Завете есть красноречивая история сына Царя Давида - Амнона, который был одержим чувствами к ФамАри. Но, как только получил желаемое, причём, против воли девушки, он, как гласит текст Библии, «возненавидел её величайшей ненавистью, которая была сильнее любви, которую к ней имел».
Архимандрит Савва МажУко в своей книге «Любовь и пустота» называет это «эффектом золушки»: в любви, основанной на желании обладать, неизменно наступает момент, когда карета превращается в тыкву, а принцесса – в кухарку. Решение проблемы автор предлагает поискать у великих отцов Церкви – Иоанна Богослова, Григория Нисского, апостола Павла. А наглядные примеры – в том числе и в кинематографе. Отец Савва пишет о том, как поразила его однажды фраза героя из знаменитого кинофильма семидесятых годов «История любви» - мужа, чья жена вскоре после свадьбы скончалась от тяжёлой болезни: «Я только и начал жить, когда встретил её» - сказал молодой человек.
Любящий человек ощущает себя по-настоящему живым, - считает архимандрит Савва МажУко, проделавший в своей книге поистине колоссальную работу для того, чтобы мы, возможно, переосмыслили одну из главных тайн бытия – Любовь. И чтобы «Любовь и пустота» для нас никогда не были связаны между собою.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема