Слово «ангел» значит — «посланник», «вестник». Некоторые из ангелов находятся в особой близости к человеку.
В Библии говорится, что духовный мир существовал до Сотворения Мира, и в нём происходили грандиозные события.
Могущественный, красивый и один из приближённых к Богу Ангел — Денница — настолько возгордился своим высоким положением среди прочих ангелов и собственной силой, что захотел стать выше Создателя. К своему заговору против Бога он привлёк других ангелов, но некоторые из них остались верными Творцу. Таким образом, между тёмными и светлыми силами на небе развернулась битва, в которой победило светлое воинство, низвергнув тёмные силы в ад.
В одном из стихотворений Николая Клюева можно увидеть отголоски того небесного библейского сражения.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Я был в духе в день воскресный,
Осенённый высотой,
Просветлённо бестелесный
И младенчески простой.
Видел ратей колесницы,
Судный жертвенник и крест,
Указующей десницы
Путеводно-млечный перст.
Воинство светлых ангелов возглавил Архангел Михаил. Его также называют «архистратигом», что в переводе с греческого языка означает «главнокомандующий».
Борьба между светлыми и тёмными силами продолжается и по сей день в душе каждого человека. Все мы склоняется то в сторону добра, то в сторону зла, и Архангел Михаил является незримым защитником людей от сил тьмы.
На иконах Архангела Михаила часто изображают в воинском облачении, с мечом в руке и с крыльями за спиной.
В стихотворении Николая Клюева архангел Михаил тоже крылат и величественно-грозен. Произведение Клюева явно тяготеет к модному поэтическому направлению начала 20 века — символизму. Поэт получает от архангела Михаила белый камень. Этот христианский символ означает верность Христу. В одном из своих посланий апостол Павел называет Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором держится вера.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Источая кровь и пламень,
Шестикрыл и многолик,
С начертаньем белый камень
Мне вручил Архистратиг.
И сказал: «Венчайся белым
Твердо-каменным венцом,
Будь убог и тёмен телом,
Светел духом и лицом.
И другому талисману
Не вверяйся никогда —
Я пасти не перестану
С высоты свои стада.
Поэт Николай Алексеевич Клюев был глубоко верующим человеком, из среды старообрядцев. В шестнадцатилетнем возрасте Клюев надел на себя вериги и отправился в Соловецкий монастырь, в зрелом возрасте поэт пешком, как богомолец-странник, путешествовал по России.
В стихотворении «Я был в духе в день воскресный...» Николай Клюев пытается разобраться в том, откуда к нему приходит вдохновение. Образ архангела Михаила помогает поэту осознать, что творчество должно нести людям свет и противостоять злу.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Верен ангела глаголу,
Вдохновившему меня,
Я сошёл к земному долу,
Полон звуков и огня.
После революции судьба самобытного крестьянского поэта-странника Николая Клюева сложилась трагично. Советская власть преследовала поэта за его, как он сам её называл, «дЕдовскую веру». Стихи Клюева были объявлены «кулацкими», их нигде не печатали.
В 1937 году Николая Клюева арестовали и отправили в сибирскую ссылку. В том же году поэт был расстрелян в Томске как участник монархической повстанческой организации, которой никогда не существовало.
В начале 20 века стихи Николая Клюева в духе народных плачей и библейских псалмов оказали большое влияние на поэтов-современников, в частности, на Сергея Есенина. К числу таких произведений относится и стихотворение Клюева, посвящённое святому архистратигу Михаилу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер