Слово «ангел» значит — «посланник», «вестник». Некоторые из ангелов находятся в особой близости к человеку.
В Библии говорится, что духовный мир существовал до Сотворения Мира, и в нём происходили грандиозные события.
Могущественный, красивый и один из приближённых к Богу Ангел — Денница — настолько возгордился своим высоким положением среди прочих ангелов и собственной силой, что захотел стать выше Создателя. К своему заговору против Бога он привлёк других ангелов, но некоторые из них остались верными Творцу. Таким образом, между тёмными и светлыми силами на небе развернулась битва, в которой победило светлое воинство, низвергнув тёмные силы в ад.
В одном из стихотворений Николая Клюева можно увидеть отголоски того небесного библейского сражения.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Я был в духе в день воскресный,
Осенённый высотой,
Просветлённо бестелесный
И младенчески простой.
Видел ратей колесницы,
Судный жертвенник и крест,
Указующей десницы
Путеводно-млечный перст.
Воинство светлых ангелов возглавил Архангел Михаил. Его также называют «архистратигом», что в переводе с греческого языка означает «главнокомандующий».
Борьба между светлыми и тёмными силами продолжается и по сей день в душе каждого человека. Все мы склоняется то в сторону добра, то в сторону зла, и Архангел Михаил является незримым защитником людей от сил тьмы.
На иконах Архангела Михаила часто изображают в воинском облачении, с мечом в руке и с крыльями за спиной.
В стихотворении Николая Клюева архангел Михаил тоже крылат и величественно-грозен. Произведение Клюева явно тяготеет к модному поэтическому направлению начала 20 века — символизму. Поэт получает от архангела Михаила белый камень. Этот христианский символ означает верность Христу. В одном из своих посланий апостол Павел называет Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором держится вера.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Источая кровь и пламень,
Шестикрыл и многолик,
С начертаньем белый камень
Мне вручил Архистратиг.
И сказал: «Венчайся белым
Твердо-каменным венцом,
Будь убог и тёмен телом,
Светел духом и лицом.
И другому талисману
Не вверяйся никогда —
Я пасти не перестану
С высоты свои стада.
Поэт Николай Алексеевич Клюев был глубоко верующим человеком, из среды старообрядцев. В шестнадцатилетнем возрасте Клюев надел на себя вериги и отправился в Соловецкий монастырь, в зрелом возрасте поэт пешком, как богомолец-странник, путешествовал по России.
В стихотворении «Я был в духе в день воскресный...» Николай Клюев пытается разобраться в том, откуда к нему приходит вдохновение. Образ архангела Михаила помогает поэту осознать, что творчество должно нести людям свет и противостоять злу.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Верен ангела глаголу,
Вдохновившему меня,
Я сошёл к земному долу,
Полон звуков и огня.
После революции судьба самобытного крестьянского поэта-странника Николая Клюева сложилась трагично. Советская власть преследовала поэта за его, как он сам её называл, «дЕдовскую веру». Стихи Клюева были объявлены «кулацкими», их нигде не печатали.
В 1937 году Николая Клюева арестовали и отправили в сибирскую ссылку. В том же году поэт был расстрелян в Томске как участник монархической повстанческой организации, которой никогда не существовало.
В начале 20 века стихи Николая Клюева в духе народных плачей и библейских псалмов оказали большое влияние на поэтов-современников, в частности, на Сергея Есенина. К числу таких произведений относится и стихотворение Клюева, посвящённое святому архистратигу Михаилу.
Псалом 95. Богослужебные чтения
Откуда в нашей душе появляется дух уныния и печали и что с ним делать? Ответ на этот вопрос находим в псалме 95-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Только что прозвучавший псалом в сокращённом виде присутствует в библейской книге Паралипоменон. Здесь в одном из эпизодов повествуется о том, как царь Давид перенёс ковчег Завета в Иерусалим. При этом воспевались хвалебные песни. Одной из них и был 95-й псалом. По содержанию это радостный гимн. Он проникнут настроением веселья. Псалмопевец приглашает войти в эту радость всю Вселенную: «Да веселя́тся небеса́ и да торжеству́ет земля́», — возглашает он. И сам указывает на причину такого бурного ликования: «Госпо́дь ца́рствует! Господь идёт судить землю».
Вот она основная идея псалма! Настоящая жизнерадостность возможна только перед лицом Божьим. То есть лишь тогда, когда в нашей душе на первом месте Бог. Когда мы в Нём ощущаем опору и утешение. Тогда уныние и печаль, которые посещают нас, не задерживаются в нашем сердце надолго. Ведь эти состояния возникают, когда мы всем нутром, всеми своими чувствами и мыслями прилепились к какому-то предмету, однако по какой-то причине не можем им обладать в полноте. Так, например, молодой человек страдает от неразделённой любви или сребролюбец от того, что теряет деньги. Казалось бы, какие разные случаи. Да, случаи действительно разные, однако источник страданий и печали один. В сердце нет Бога. А то, чему я покланяюсь, к чему я привязался, меня предало. И теперь мне пусто.
Поэтому и выход из этого унылого состояния один — перестать поклоняться всем этим суррогатным божкам. Замечательно пишет об этом преподобный Нил Синайский: «Не печалится воздержанный, что не достал снеди; целомудренный, что не улучил срамного непотребства; негневливый, что не удалось отомстить; смиренномудрый, что лишён человеческой почести; нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе такие пожелания, — поэтому и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела».
Чтобы приблизиться к такому духовному состоянию, которое описал святой Нил Синайский, важно ответить на вопрос, как же погасить эту жажду обладать тем, что я желаю? Опыт святых Православной Церкви подсказывает, что борьба со страстями ради борьбы ни к чему не приводит. В таком случае человек остаётся предоставленным самому себе. И его сражение со своими тёмными привязанностями — это всё равно что потуги вытащить самого себя из болота за волосы. От одного пристрастия избавился, на его месте выросло два других. И так до бесконечности. Поэтому побеждаем мы свои немощи не тогда, когда сосредоточены на них. А тогда, когда во всех делах стараемся найти и исполнить волю Божию. Воплотить в жизнь Его заповеди о служении ближним. В этом случае мы ставим Бога в центр своей жизни. И Он уже Сам наводит порядок в нашем сердце. Он знает, как это сделать. От нас требуется на первых порах научиться всё своё внимание отдавать Ему. Думать о Нём. И о том, как Он бы поступил на моём месте. Лишь в случае подобной сосредоточенности на Боге наша борьба с духом печали и уныния пойдёт в нужном направлении. Мы всё больше и больше будем исполняться той тихой радости, которую у нас никто и никогда не сможет отнять.
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 252 зач., I, 24-29.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек не может обрести спасение во Христе без церковных таинств. Само это слово — «таинства» — очевидным образом связано со словом «тайна», и потому иной раз воспринимается как нечто закрытое от посторонних глаз, как некая недоступная внешним людям информация. Это мнение подогревает и наличие так называемых «тайных» молитв, то есть тех молитв, которые священники произносят не во всеуслышание. Конечно, христианство не отрицает наличие тайны, однако это тайна совсем иного рода, это не некий секрет, который передаётся шёпотом в собрании посвящённых людей, нет, тайна — это Сам Христос, Воплощённое Слово Божие, и именно об этой тайне говорит нам звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания апостола Павла к Колоссянам. Давайте его послушаем.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Апостол Павел совершенно неслучайно написал о Христе как о тайне. Этими своими словами он дискутировал с гностиками, полагавшими, что христианская тайна заключена в каком-то недоступном простым людям знании. Однако всё обстоит совершенно иначе, о чём и написал святой апостол.
Прозвучавший сегодня отрывок начался с той мысли, которую в полноте понять и принять очень непросто: Павел сказал о своих страданиях как о радости, причина же радости состоит в том, что таким образом апостол, по его собственным словам, восполнял «недостаток в плоти [...] скорбей Христовых за Тело Его». Дело здесь, судя по всему, в представлениях о том, что перед Вторым Пришествием Христовым мир будет испытывать муки, которые коснутся каждого человека. К такому представлению подталкивают и евангельские слова Спасителя: «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Мк. 13:19). Апостол Павел высказывал своё желание «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (см. Флп. 1:23), а потому неудивительно, что страдания за имя Христово вызывали в нём радость, ведь их можно было понимать как приближающееся Второе Христово Пришествие. Впрочем, услышанные нами сегодня слова можно понимать и иначе, так, как понимал их святитель Иоанн Златоуст, который перефразировал слова апостола таким образом: «„И всё, что я страдаю, — говорит, — ради Него (то есть ради Христа — е.Ф.) страдаю“. Поэтому не мне воздавайте благодарность, а Ему: Он терпит это».
После упоминания страданий апостол Павел перешёл к центральной мысли прозвучавшего только что отрывка: к размышлениям о тайне, «сокрытой от веков и родов». Здесь следует заметить, что Церковь никогда не понимала эти апостольские слова как указание на какую-то сокрытую от посторонних информацию, и свидетельство тому — мысли раннехристианских авторов, к примеру, святителя Амвросия Медиоланского, который так прокомментировал слова апостола Павла: «Он был Слово Божье, тайна, скрытая от веков и родов, — и нельзя выразить вернее Его вечность. Он, конечно, был вечно, но был скрыт от нечестивых и явлен среди святых и, предназначенный прежде веков, сохранялся для славы». Святитель Амвросий безусловно прав: действительно, Христос предвечен, и, действительно, мир о Нём не знал, мир, по вдохновению от Бога, мог лишь догадываться, и яркое тому свидетельство слова библейской книги Чисел о Христе, выражающей ветхозаветное предвосхищение Христова Пришествия: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля» (Числ. 24:17).
Теперь же всё иначе — Христос явлен миру, тайна перестала быть тайной, она стала таинством, войти в которое можно лишь верой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







