Никак иначе, кроме как революцией, нельзя назвать тот эффект, который оказало на античную цивилизацию христианство. Языческое общество в эпоху рождения Иисуса Христа представляло собой собрание эгоистов. Многие жители Римской империи, разуверившись в своих богах, теряли смысл жизни, не видели смысла существования где-то вне области греховных удовольствий. Античная цивилизация гибла, утопая в своих пороках. Недаром для многих современных историков символом той эпохи стал римский правитель Иудеи Понтий Пилат, разочарованный в жизни и не верящий в существование истины. Языческая греко-римская культура не могла дать людям смысла существования и как следствие лишала их мотивации к добродетельной жизни. Доказательством этому стало поведение жителей империи во время эпидемий. Язычники, боясь подцепить ту или иную болезнь, бросали заразившихся родственников, даже ближайших. Лишь христиане, несмотря на опасность умереть, бесстрашно оставались в городах и помогали всем без исключения людям - вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности. Это происходило не случайно - ведь любовь к каждому человеку является основой христианского вероучения. О любви к людям в своей проповеди постоянно упоминал Иисус Христос. О ней же свидетельствовали апостолы, ученики Спасителя. О любви как основании христианской этики проникновенно говорил апостол Павел. Этой темы он, в частности, касается в послании к римским христианам, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 12.6 поскольку по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 12.7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,– в учении; 12.8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 12.9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 12.10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 12.11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12.12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 12.13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 12.14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
В прозвучавшем отрывке из послания к римлянам апостол Павел говорит о христианских принципах существования общества. Он подчеркивает, что все люди равны в плане жертвы Христа. Спаситель пришел в мир ради каждого человека и ради каждого Он принес Себя в жертву на кресте. При этом апостол признает, что не все готовы этот дар Христа принять и жить в соответствии с заповедями Спасителя. Но Бог никого не принуждает к вере. Он любит всех людей и хочет, чтобы все спаслись. Христиане должны подобно Христу любить каждого человека, вне зависимости от его общественного статуса, национальности или веры. Апостол прямо говорит: "Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте". О любви к врагам говорит в Евангелии Иисус Христос, а апостол Павел продолжает Его мысль в послании к римлянам, добавляя к ней дополнительные нюансы. Святой Павел указывает, что, если христиане должны с любовью относиться к врагам и иноверцам, тем более они должны любить друг друга. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью», - отмечает он. Причем, с точки зрения апостола Павла, упомянутая христианская любовь не должна сводиться исключительно к вежливости или учтивости, за которой может скрываться неприязнь. Человек, считающий себя христианином, по мысли Павла, должен обладать непритворной любовью, которая будет залогом благочестивой жизни, искренней молитвы и постоянства в вере.
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







