Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава 11, стихи 24-26, 32-39; Глава 12, стихи 1-2
Христиане, проживающие сегодня на Святой земле, это в основном арабы и греки. В первом веке христианская община Палестины состояла по большей части из евреев, которые последовали примеру апостолов (также евреев по национальности) и приняли Христа. Церковь Иерусалима до 62 года возглавлялась святым Иаковом, который трагически погиб, сброшенный с крыши храма Соломона противниками христианства. После смерти Иакова евреи-христиане, ведомые страхом, начали возвращаться в иудаизм. Узнавший об этом апостол Павел сразу же направил членам Иерусалимской Церкви послание, в котором призывает евреев-христиан твёрдо держаться своей веры и не поддаваться уговорам соплеменников-иудеев. Апостол приводит множество доказательств того, что именно Иисус Христос является Спасителем, Мессией, о Котором проповедовали пророки древнего Израиля. Он также указывает, что только вера во Христа может служить твёрдой основой для земной жизни человека и его надежды на радостное существование после смерти. Отрывок из Послания апостола Павла к евреям читается сегодня во время утреннего богослужения.
11.24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 11.25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 11.26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
11.32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 11.33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 11.34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 11.35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 11.36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 11.37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 11.38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
11.39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 11.40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
12.1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 12.2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.
Благодаря апостолу Павлу перед нашими глазами предстают святые эпохи Ветхого Завета, которые при помощи веры в Бога творили великие чудеса.Самсон, обладавший громадной силой, в одиночку защищал еврейский народ от язычников. Пророк Даниил за свою верность Богу был брошен вавилонянами в яму с голодными львами, но в итоге остался жив – звери не тронули праведника Божия. Три друга Даниила, Анания, Азария и Мисаил, были теми же вавилонянами брошены в огонь, но оказались невредимы. Пророк Илия воскресил от мёртвых сына бедной вдовы.Но не всегда чудесами проповедовалось величие Бога. Ещё ярче вера ветхозаветных святых становилась, с точки зрения апостола, когда они проявляли терпение и стойкость. Далеко не всегда жизнь их была наполнена радостью. Они часто преследовались за свою верность Богу. Многие из них подверглись тюремному заключению и даже казни. Этим они предизображали подвиг Христа, Который отдал Свою жизнь за человеческий род. Апостол Павел указывает на удивительную вещь. Каждый православный христианин способен получить те же духовные блага, что и ветхозаветные праведники. Как они получали помощь свыше благодаря искренней вере в Бога, так и современные христиане, если будут следовать за Христом, получат от Него великие дары. Православная Церковь верит, что человеку, ищущему Бога, даётся истинная полнота существования, которая заключается в явном ощущении присутствия Бога в человеческой жизни, чувстве защищённости, свободе от греха и наличии всего необходимого для радостного прохождения нашего земного пути.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема