Среди книг, входящих в новозаветную часть Библии, особе место занимают Деяния святых апостолов. Данная книга представляет собой историческую хронику, составленную апостолом Лукой, благодаря которой мы сегодня имеем сведения о существовании древней христианской Церкви в период от Вознесения Христа до заточения апостола Павла в римской тюрьме - то есть до начала 60-х годов первого века. Апостол Лука, имевший по тем временам, фундаментальное гуманитарное образование, поставил своей целью детально описать реалии жизни последователей Христа. Об этом он сам говорит в первой главе книги Деяний. Причем, что важно отметить, святой Лука в составленном им историческом повествовании не пытался романтизировать действительность или сглаживать острые углы. Перелистывая страницы Деяний, читатель находит упоминания о непростых моментах в жизни древней Церкви. Святой Лука говорит, например, о периодически возникавших конфликтах между христианами - евреями и бывшими язычниками. Находим у Луки мы и рассказ о недопонимании среди апостолов. Речь идет, конечно, не о вражде или открытых конфликтах, а скорее о разности восприятия ими способов ведения проповеди христианского вероучения. Кто-то из апостолов, рассказывая жителям Римской империи о Христе и Его учении, делал акцент на милосердии Божием, а кто-то больше внимания уделял строгим нравственным идеалам христианства. Упоминание об одном из разногласий, случившемся в апостольской среде, мы находим в пятнадцатой главе книги Деяний, отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения:
В те дни 15.35 Павел и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. 15.36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. 15.37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. 15.38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. 15.39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 15.40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 15.41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Итак, читатель книги Деяний становится свидетелем разногласий, возникших между апостолами Павлом и Варнавой. Первоначально оба они хотели вместе совершить миссионерское путешествие по тем городам, где уже проповедовали Христа. В тот момент Павел и Варнава находились в Антиохии Великой, столице римской провинции Сирия и одном из главных центров существования христианства в те годы. Именно в Антиохии в середине первого века последователи Спасителя стали называть себя «христианами». Неожиданно между апостолами возникает недопонимание. Возникает в тот момент, когда Варнава предлагает взять с собой в путешествие своего двоюродного брата (по другим сведениям - племянника) Иоанна Марка. У Марка уже был опыт участия в миссионерском путешествии - он был прежде спутником Павла и Варнавы, но по какой-то причине оставил их в городе Пергия, расположенном в Малой Азии на берегу Средиземного моря (теперь Турция). Павел посчитал, что Марк слаб духом, и поэтому отказался брать его вновь в миссионерское путешествие. Варнава же хотел дать Марку еще один шанс. В результате пути давних друзей разошлись - Павел отправился с проповедью по провинции Сирия, а Варнава отплыл на Кипр. Один из толкователей книги Деяний - святой Иоанн Златоуст указывает, что между Павлом и Варнавой конфликта не было и что их пути должны были рано или поздно разойтись, так как у апостолов имелись разные подходы к проповеди. Павел был в словах и поведении более строг, а Варнава - мягок. Расставание апостолов не было лишено обоюдной скорби. Но подтверждением того, что конфликта все же не было служит то, что именно Марк был рядом с Павлом в последние годы его жизни, которые прошли в римской тюрьме, разделяя его скорби. После казни апостола Павла святой Марк много потрудился в деле проповеди Христа и впоследствии мученически скончался в Александрии Египетской.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











