Апостол Фаддей, по преданию, был братом апостолов Матфея-мытаря Иакова Алфеева. Звали его, по всей видимости, Иудой, но после предательства Иуды Искариота апостолы, похоже, предпочитали не употреблять это имя и называли его по прозвищам — Леввей и Фаддей. Одно из этих имен происходит от еврейского глагола «хвалить», а второе от слова «сердце». Возможно, эти прозвища связаны с характером апостола — человека сердечного, доброго, искренне и ревностно воздававшего хвалу Богу.
При жизни Господа апостол Фаддей вместе со своим братом Иаковом Алфеевым проповедовал о пришествии в мир Спасителя и приближении Царства Небесного. Призванный в число двенадцати апостолов, он был свидетелем последних трех лет земной жизни Господа. Как и все апостолы, после активной проповеди в Иерусалиме и Иудее, он отправился с благовестием об Иисусе Христе в языческий мир.
Он прошел с проповедью по Аравийскому полуострову и Сирии, после чего прибыл в Эдессу. В Эдессе (по другим источникам — в Персии) апостол написал свое знаменитое соборное послание, вошедшее в канон Нового Завета. В нем изложены важные догматические положения христианского учения — о втором пришествии Спасителя, о Страшном Суде. Глубоко затронуты и нравственные моменты, касающиеся целомудренной жизни и добросовестного выполнения взятых на себя обязательств а также повседневных трудов.
В 40-х годах 1 века апостол Фаддей появляется в Великой Армении. Тогда это было большое буферное государство между Римской империей и Парфянским царством. Государство, конечно же, было языческим. Он благовествовал там довольно долго в провинции Артазе при царе Санатруке. Царь был настроен к нему благосклонно, потому что по молитвам апостола исцелилась от серьезной болезни его дочь Сандухт. Однако приближенные царя противились апостольской проповеди. Поэтому апостола арестовали и казнили. Вместе с ним приняла мученическую смерть за Христа царевна дева Сандухт.
На месте, где были положены его мощи, сейчас находится монастырь. По преданию, первый храм в этом монастыре был создан в 68-м году еще при жизни апостола. Обитель построена в гористой местности в 20 километрах от современного иранского года Маку. Раз в год, 1-го июля, туда собираются паломники со всего мира и проходит Богослужение на армянском языке. Ведь апостол Фаддей — самый первый просветитель армян, который еще до святого Григория Просветителя впервые возвестил им Евангелие.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.