
Зимой 2015 года поэт и культурный деятель Андрей Коровин пригласил меня поучаствовать в уникальном литературном предприятии: составить антологию «Поэтический атлас России», или, выражаясь научным языком, «топонимический» стихотворный сборник. Приступая к работе над этой книгой, мы понимали, что аналогов ей — нет, что нас ждут открытия и сюрпризы.
Конечно, похожие сборники, посвящённые отдельным местностям, издавались и ныне выходят в свет, — но чтобы вся Россия собралась в одном поэтическом томе, — подобное нам ещё не встречалось. Восемь больших регионов (среди которых, замечу, есть и Республика Крым), города и городки, реки и горы, деревни и дороги. История прошлая и современная. Люди, судьбы, сюжеты.
И вот я открываю пятисотстраничную книгу, выпущенной издательством «Современная литература». Северо-западный регион России, Новгородская область.
...Известный московский поэт и филолог Борис Романов (сам, кстати, составитель множества антологий, в том числе и русской религиозной поэзии), автор книг о Державине и Тютчеве:
В Новгороде было во Великом.
Сделали из храма коммуналку,
в круглых стенах окна продолбили.
Рам кресты, седые занавески,
нараспашку форточки, из каждой
сладкий запах жареной картошки.
— Каково живется в Божьем Доме?
— Не дождёмся, чтоб переселили!
И над крышей две трубы печные
воздвигают дыма колокольни,
а они всё рушатся, и ветер
их относит далеко за Волхов,
где Святая Русь ещё мерцает
в каждой голубеющей протоке.
Борис Романов, стихи из Антологии «Поэтический атлас России».
Ретроспективные, как мы слышали, стихи. Ведь нынче храм — это храм...
Подчеркну, что в состав антологии вошли исключительно произведения современных нам авторов, работающих сегодня в отечественной литературе.
Откроем на регионе «Центральная Россия» и заглянем, глядя на колонтитулы, в московский раздел. И опять — новое для нашей программы имя: поэт и педагог Сергей Шестаков, автор десятков учебных пособий и один из лучших учителей математики в стране. Но в антологии об этом не пишут, это я уже от себя говорю.
* * *
В Люблине или Капотне,
там, где время не подряд,
люди, буковки Господни,
вверх тормашками парят,
солнца рыжую ковригу
пеленают тучи там,
и читает эту книгу
первый ливень по складам...
Сергей Шестаков, стихи из Антологии «Поэтический атлас России».
Составляя эту книгу, мы с Андреем Юрьевичем Коровиным несколько раз мысленно пересекли нашу родную страну с запада на восток и с севера на юг, и оказались там, где, возможно, никогда не окажемся. С ностальгией и радостью узнавания побывали в собственном прошлом, вместе с авторами прошли по явным и тайным дорогам России. Спасибо русским поэтам и нашей поэзии.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема