Зимой 2015 года поэт и культурный деятель Андрей Коровин пригласил меня поучаствовать в уникальном литературном предприятии: составить антологию «Поэтический атлас России», или, выражаясь научным языком, «топонимический» стихотворный сборник. Приступая к работе над этой книгой, мы понимали, что аналогов ей — нет, что нас ждут открытия и сюрпризы.
Конечно, похожие сборники, посвящённые отдельным местностям, издавались и ныне выходят в свет, — но чтобы вся Россия собралась в одном поэтическом томе, — подобное нам ещё не встречалось. Восемь больших регионов (среди которых, замечу, есть и Республика Крым), города и городки, реки и горы, деревни и дороги. История прошлая и современная. Люди, судьбы, сюжеты.
И вот я открываю пятисотстраничную книгу, выпущенной издательством «Современная литература». Северо-западный регион России, Новгородская область.
...Известный московский поэт и филолог Борис Романов (сам, кстати, составитель множества антологий, в том числе и русской религиозной поэзии), автор книг о Державине и Тютчеве:
В Новгороде было во Великом.
Сделали из храма коммуналку,
в круглых стенах окна продолбили.
Рам кресты, седые занавески,
нараспашку форточки, из каждой
сладкий запах жареной картошки.
— Каково живется в Божьем Доме?
— Не дождёмся, чтоб переселили!
И над крышей две трубы печные
воздвигают дыма колокольни,
а они всё рушатся, и ветер
их относит далеко за Волхов,
где Святая Русь ещё мерцает
в каждой голубеющей протоке.
Борис Романов, стихи из Антологии «Поэтический атлас России».
Ретроспективные, как мы слышали, стихи. Ведь нынче храм — это храм...
Подчеркну, что в состав антологии вошли исключительно произведения современных нам авторов, работающих сегодня в отечественной литературе.
Откроем на регионе «Центральная Россия» и заглянем, глядя на колонтитулы, в московский раздел. И опять — новое для нашей программы имя: поэт и педагог Сергей Шестаков, автор десятков учебных пособий и один из лучших учителей математики в стране. Но в антологии об этом не пишут, это я уже от себя говорю.
* * *
В Люблине или Капотне,
там, где время не подряд,
люди, буковки Господни,
вверх тормашками парят,
солнца рыжую ковригу
пеленают тучи там,
и читает эту книгу
первый ливень по складам...
Сергей Шестаков, стихи из Антологии «Поэтический атлас России».
Составляя эту книгу, мы с Андреем Юрьевичем Коровиным несколько раз мысленно пересекли нашу родную страну с запада на восток и с севера на юг, и оказались там, где, возможно, никогда не окажемся. С ностальгией и радостью узнавания побывали в собственном прошлом, вместе с авторами прошли по явным и тайным дорогам России. Спасибо русским поэтам и нашей поэзии.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение