Антиминс с греческого языка можно перевести как «вместопрестолие». Антиминс представляет собой большой платок из шелковой или льняной материи, в который вшиты частицы святых мощей.
На современных Антиминсах, как правило, по центру изображается положение во гроб Иисуса Христа, а по углам четыре Евангелиста.
Без антиминса не может совершаться Литургия, то есть основное, главное богослужение православной церкви.
Антиминсы выдаются правящим архиереем и являются свидетельством его благословения на совершение таинства Евхаристии.
Различаются "подвижные" и "неподвижные" антиминсы. Неподвижные предназначены для постоянного пребывания в определенном храме, название которого на них указано. Подвижные выдаются для совершения службы "на всяком месте". Такие антиминсы удобны для совершения литургии в тех местах, где нет храма, например, во время войны или во время миссионерских походов.
Отрывок из дневников Константина Случевского «Поездки по Северу России»
Когда обитель возникла, то Преподобный Зосима послал в Великий Новгород одного из братий за антиминсом и получил его.
Борьба с унынием. Дмитрий Косилов
Жизнь в больших городах течет на огромных скоростях. Мы спешим, суетимся, делаем многое на автопилоте, не замечая как мимо проходит наше время и жизнь. Даже молитва и посещение воскресных служб в храме превращаются в привычку. Исполняются не по горению сердца, а по обязательству! Я почувствовал, как от этого мое сердце начало черстветь, а душа — погружаться в уныние!
По словам Иоанна Лествичника уныние есть расслабление души, изнеможение ума. Такие симптомы я нашел у себя! Только ко всему прочему добавились: слабость, тревога, нервозность, отсутствие радости. Хотя не было никаких видимых проблем. И не объяснимо, от чего возникло такое чувство тоски, которое поедало изнутри.
Всегда думал, что я человек социально активный, деятельный, у меня не может быть такой апатии! Казалось, меня никогда не коснётся эта проблема! Я долго и упорно пытался понять, что со мной происходит! Близкие считали, что это пройдёт, просто временная хандра, нет настроения, такой день... Ведь все хорошо! Но тоска не проходила. Становилось все хуже.
Я перестал посещать храм, оставил свое маленькое молитвенное правило. Все казалось бессмысленным. Причём самое интересное, что уныние не даёт такого удовольствия, как некоторые другие страсти, оно заставляет человека страдать!
Я понял, что если не найду выход из этого состояния, начнётся депрессия. Исправлять все придётся уже визитами к врачу и препаратами!
И я пошел в храм. Просто поговорить с батюшкой. И начал борьбу. С Божьей помощью. Я послушал наставления священника и начал читать духовную литературу.
В письмах Преподобного Варсонофия Оптинского я нашел такую цитату: «Пишет мне один мятущийся интеллигент: "Очень тяжело мне. Внешне всё обстоит благополучно: дела идут хорошо, семья дружная, жена хорошая. Но беда в том, что душу свою открыть мне некому: того, о чём я тоскую, не понимает жена, а дети ещё малы. Что мне делать? Как избавиться от тоски и скорби?" Я посоветовал ему читать Псалтирь. Там есть в 93-м псалме слова: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвесилиша душу мою». Возьмитесь за этот стих, — написал я ему, и принимайтесь читать Псалтирь. Псалтирь — молитва сильнейшей силы.
Я тоже решил восстановить утраченную молитву, возобновить ежедневное чтение Евангелия и Псалтыри!
Самое сложное в моей борьбе с унынием оказалось понуждение себя к молитве и избавление от лени. Но как только я с этим начал справляться, мое состояние улучшилось. Пришла скорая Божья помощь. Я уже с удовольствием ходил в храм. И пусть ритм жизни остался прежний, Господь помог мне, словно уйти на глубину, где тихо и спокойно. Где можно побыть с Богом.
Автор: Дмитрий Косилов
Все выпуски программы Частное мнение
7 февраля. О грехе ненависти
Сегодня 7 февраля. День памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, жившего в четвёртом веке. Он наставлял: «Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом».
О грехе ненависти — протоиерей Василий Гелеван.
Ненависть — это такое злодеяние, которое происходит сразу из нескольких источников. И основа всему, как всегда, гордыня. Гордость дает человеку право осуждать других. А вслед за осуждением есть непрощение. Ведь и гордость можно вылечить, и от осуждения можно отказаться. Об этом и Господь Иисус Христос учит: «Не осуждайте, не судите, да не судимы будете. Каким судом мерите, таким и вам отмерено будет». Но если человек не может простить, тогда нужно вспомнить молитву перед причащением, где сказано: «Прежде причастия, примирись с опечалившим тебя». С опечалившим тебя, а тут ты сам опечалил, ты сам ненавидишь. Причем интересно, часто тот, кого ненавидит, даже и не подозревает об этом. То есть это проблема сугубо внутренняя самого человека, который ненавидит, который осуждает и не прощает. И, пожалуй, самым убедительным аргументом к тому, чтобы отказаться от ненависти, является одна простая аналогия. Ангел, сотворенный Богом, возненавидел все вокруг и вечно ненавидит всех. Имя ему — Сатана. И когда ты ненавидишь, ты уподобляешься ему, а не Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 февраля. О личности и жизни Петра Струве
Сегодня 7 февраля. В этот день в 1870 году родился общественный и политический деятель России Пётр Струве.
О его личности и жизни — протоиерей Артемий Владимиров.
Его биография вкратце очень типична для представителей русской интеллигенции. Когда знакомишься с ней, то думаешь: может быть, это об отце Сергии Булгакове идет речь? Тоже марксист, тоже экономист, тоже принимает участие в оппозиции в отношении государственного царского строя в России. Пишет личные записки государю Николаю Александровичу II, извещает его о том, что они на разных сторонах баррикад. Но вот революция. Вынужденная эмиграция. Годы идут, и протестное состояние у этого образованнейшего русского человека сменяется поиском глубины. Это глубина религиозного самосознания. Так что конец его творческой деятельности уже сопряжён с молитвой о возрождении, религиозном возрождении в России. Он осмысляет для себя понятие русской нации как носителей духовного начала, государственности как внешних скреп, которые помогают церкви утверждать на земле проповедь Евангелия. Говорит о личности и личностном начале, без которого человек может превратиться в животное.
Все выпуски программы Актуальная тема