
В тысяча восемьсот девяносто третьем году писатель и доктор Антон Павлович Чехов служил санитарным врачом в Серпуховском уезде Московской губернии. Его задачей было ликвидировать вспыхнувшую эпидемию холеры, и Чехов без устали объезжал деревни и сёла, наведывался на крупные заводы и фабрики. Побывал он и на ситценабивной фабрике в местечке под названием Данки. Ситуация там оказалась стабильной; о заболевших рабочих своевременно и весьма хорошо заботились: при фабрике была своя больница — хоть и небольшая, но чистая, с квалифицированным персоналом. Больных лечили и содержали там бесплатно. Имелась в Данках и дешёвая аптека, где рабочие могли купить все необходимые им лекарства по самым низким ценам.
Антон Павлович остался доволен и лично выразил своё одобрение хозяйке фабрики — купчихе Анне Васильевне Мараевой. Вскоре после встречи с ней он написал рассказ «Бабье Царство», и некоторые исследователи творчества классика утверждают, что именно Анна Мараева послужила основным прототипом для главной героини рассказа.
Так это в действительности или нет, доподлинно, конечно неизвестно. Однако одна общая черта у Анны Васильевны и чеховской героини совершенно точно имелась. Это щедрость — искренняя, природная, продиктованная движением сердца и верой в Бога.
Больница при фабрике была устроена ещё покойным супругом Анны Васильевны. Унаследовав в тысяча восемьсот восемьдесят втором году его бизнес, новая хозяйка поставила себе задачу увеличить число больничных коек и расширить штат медицинского персонала. Что она и сделала, определив на финансирование фабричной амбулатории крупную по тем временам сумму — шестьсот пятьдесят рублей в месяц. Кроме того, Мараева перевела питание рабочих фабрики на хозяйский счёт. И счёт этот был весьма внушительный — одиннадцать рублей в постные дни и шестнадцать — в скоромные.
Фабрика приносила прибыль. Оправившейся от смерти супруга Анне Васильевне казалось, что жизнь снова налаживается. Но внезапно грянула новая трагедия — упав с лошади, насмерть разбилась дочь Мараевой, Анфиса. После похорон Анна Васильевна сняла со счёта в банке все деньги, которые готовила дочери в приданое и передала их на строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был возведён в тысяча девятьсот десятом году в тогдашнем предместье Серпухова, называемом Заборье. При нём Мараева устроила богадельню, которую содержала за собственный счёт.
Когда в тысяча девятьсот четырнадцатом началась Первая мировая война, Анна Васильевна бросила все силы на помощь фронту. На территории фабрики она устроила большой госпиталь, где вместе со своими взрослыми дочерьми и внучками неустанно трудилась в качестве сестры милосердия. Несколько раз в составе бригады Царскосельского санитарного поезда выезжала в места боевых действий и помогала фронту финансово.
И даже после своей смерти Анна Васильевна, как бы удивительно это ни прозвучало, продолжает служить людям. Уникальная коллекция икон и рукописных богослужебных книг, которую Мараева собирала всю свою жизнь, послужила основой фонда Серпуховского историко-художественного музея, расположившегося в двадцатые годы в бывшем особняке Мараевой на Фабричной улице. Музей открыт и сегодня, только улицу переименовали — в честь... писателя Антона Павловича Чехова! Такое вот интересное совпадение.
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки