
В тысяча восемьсот девяносто третьем году писатель и доктор Антон Павлович Чехов служил санитарным врачом в Серпуховском уезде Московской губернии. Его задачей было ликвидировать вспыхнувшую эпидемию холеры, и Чехов без устали объезжал деревни и сёла, наведывался на крупные заводы и фабрики. Побывал он и на ситценабивной фабрике в местечке под названием Данки. Ситуация там оказалась стабильной; о заболевших рабочих своевременно и весьма хорошо заботились: при фабрике была своя больница — хоть и небольшая, но чистая, с квалифицированным персоналом. Больных лечили и содержали там бесплатно. Имелась в Данках и дешёвая аптека, где рабочие могли купить все необходимые им лекарства по самым низким ценам.
Антон Павлович остался доволен и лично выразил своё одобрение хозяйке фабрики — купчихе Анне Васильевне Мараевой. Вскоре после встречи с ней он написал рассказ «Бабье Царство», и некоторые исследователи творчества классика утверждают, что именно Анна Мараева послужила основным прототипом для главной героини рассказа.
Так это в действительности или нет, доподлинно, конечно неизвестно. Однако одна общая черта у Анны Васильевны и чеховской героини совершенно точно имелась. Это щедрость — искренняя, природная, продиктованная движением сердца и верой в Бога.
Больница при фабрике была устроена ещё покойным супругом Анны Васильевны. Унаследовав в тысяча восемьсот восемьдесят втором году его бизнес, новая хозяйка поставила себе задачу увеличить число больничных коек и расширить штат медицинского персонала. Что она и сделала, определив на финансирование фабричной амбулатории крупную по тем временам сумму — шестьсот пятьдесят рублей в месяц. Кроме того, Мараева перевела питание рабочих фабрики на хозяйский счёт. И счёт этот был весьма внушительный — одиннадцать рублей в постные дни и шестнадцать — в скоромные.
Фабрика приносила прибыль. Оправившейся от смерти супруга Анне Васильевне казалось, что жизнь снова налаживается. Но внезапно грянула новая трагедия — упав с лошади, насмерть разбилась дочь Мараевой, Анфиса. После похорон Анна Васильевна сняла со счёта в банке все деньги, которые готовила дочери в приданое и передала их на строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был возведён в тысяча девятьсот десятом году в тогдашнем предместье Серпухова, называемом Заборье. При нём Мараева устроила богадельню, которую содержала за собственный счёт.
Когда в тысяча девятьсот четырнадцатом началась Первая мировая война, Анна Васильевна бросила все силы на помощь фронту. На территории фабрики она устроила большой госпиталь, где вместе со своими взрослыми дочерьми и внучками неустанно трудилась в качестве сестры милосердия. Несколько раз в составе бригады Царскосельского санитарного поезда выезжала в места боевых действий и помогала фронту финансово.
И даже после своей смерти Анна Васильевна, как бы удивительно это ни прозвучало, продолжает служить людям. Уникальная коллекция икон и рукописных богослужебных книг, которую Мараева собирала всю свою жизнь, послужила основой фонда Серпуховского историко-художественного музея, расположившегося в двадцатые годы в бывшем особняке Мараевой на Фабричной улице. Музей открыт и сегодня, только улицу переименовали — в честь... писателя Антона Павловича Чехова! Такое вот интересное совпадение.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема