«Анимационный мультфильм „Рождественская звезда“». Вероника Вяткина, Наталья Румянцева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Анимационный мультфильм „Рождественская звезда“». Вероника Вяткина, Наталья Румянцева

* Поделиться

У нас в гостях были генеральный партнер фестиваля «Звезда рождества», продюсер мультфильма «Рождественская звезда» Вероника Вяткина и сценарист мультфильма «Рождественская звезда» Наталья Румянцева.

Мы говорили с нашими гостями о благотворительном фестивале «Звезда рождества» — о его мероприятиях и событиях, включая премьерный показ анимационного фильма по стихотворению Бориса Пастернака.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте. Это «Светлый вечер» на светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. С удовольствием представляю тех людей, которые вместе со мной здесь, в этой студии, проведут эту часть «Светлого вечера», ближайший час вместе с нами и вместе со мной. Вероника Вяткина, основатель и художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», генеральный партнер фестиваля «Звезда Рождества» и продюсер мультфильма «Рождественская звезда». Здравствуйте.

В. Вяткина:

— Здравствуйте, Алексей.

А. Пичугин:

— Наталья Румянцева, сценарист анимационного фильма «Рождественская звезда» и креативный директор одного из рекламных агентств. Здравствуйте, добрый вечер.

Н. Румянцева:

— Здравствуйте.

А. Пичугин:

— Как вы поняли, друзья, мы сегодня говорим про фестиваль «Звезда Рождества» и про мультфильм «Рождественская звезда». Тут такая пометочка самому себе: главное не перепутать, что из этого мультфильм и что фестиваль, в смысле названий. Давайте, наверное, начнем с фестиваля, поскольку в рамках этого фестиваля будет представлен мультфильм. Ну потом, конечно, во-первых, он часть такого альманаха, который посвящен святым, церковным праздникам, разным событиям, связанным с христианской жизнью. Ну потом этот мультфильм, безусловно, уйдет в свое собственное свободное плавание, начнет собственную жизнь, но пока вот он будет представлен в рамках фестиваля. И давайте, наверное, начнем именно с того, что же за фестиваль «Звезда Рождества», как и где он будет проходить, как туда попасть, когда, что все это такое. Вероника.

В. Вяткина:

— Добрый вечер, дорогие слушатели. Мне очень приятно сегодня оказаться, во-первых, на Радио ВЕРА и поговорить о таких важных, значимых вещах, к которым вот мне лично и моему проекту, Театральному салону, сейчас удалось прикоснуться и, скажем так, сделать много добрых дел. Поэтому очень важно сегодня действительно заявить о том, что 19 декабря состоится открытие этого фестиваля в Москве. И у нас пройдет сразу несколько мероприятий, которые закончатся таким масштабным уже концертом в «Зарядье» — 16 января.

А. Пичугин:

— То есть фестиваль растянется прямо на месяц, рождественские и новогодние праздники.

В. Вяткина:

— Да, мы как раз, знаете, хотим, чтобы этот фестиваль, во-первых, конечно, он проходил в то время, когда мы отмечаем самый такой теплый семейный праздник, Рождество. И будет в это время пост, соответственно, тематики тоже подобраны с тем, что в пост мы проводим более такие...

А. Пичугин:

— Камерные.

В. Вяткина:

— Камерные, да, мероприятия.

А. Пичугин:

— Ну в Рождество-то поста уже не будет, у вас фестиваль дальше продлится

В. Вяткина:

— Да, у нас дальше, поэтому после Нового года у нас уже будут такие более, наверное, веселые мероприятия, которые позволительно проводить после поста.

А. Пичугин:

— Я смотрю, программа, конечно, обширная.

В. Вяткина:

— Очень.

А. Пичугин:

— Там в Соборной палате, которую мы поддерживаем, в Лиховом переулке Соборная палата, где сейчас Свято-Тихоновский университет располагается...

В. Вяткина:

— Все верно.

А. Пичугин:

— Вечер музыки и поэзии, Музей русской иконы, музыкальный вечер. ДК «Рассвет» — благотворительная ярмарка. Ну про это можем тоже попозже поговорить. Ну непосредственно в Рождество тоже запланирована, на Святках программа, и большой гала-концерт в «Зарядье» 16-го числа. Это, конечно, все очень интересно, приглашаем вас, друзья.

В. Вяткина:

— Да, очень будем рады видеть. Потому что на самом деле для нашего Театрального салона, почему именно мы участвуем, то есть именно здесь мы получили такое очень интересное предложение — сотрудничать с порталом «Милосердие» и привлечь именно с нашей стороны такую культурную программу, организацию культурной программы, где мы насыщаем эти мероприятия артистами — то, что подвластно нам, с чем мы работаем. И так как мы все-таки поддерживаем духовные ценности нашей русской культуры, и русские православные праздники для нас это очень дорого, и как много больше людей мне хочется, чтобы сейчас говорили именно о таких ценностях, которые, мне кажется, всегда очень важны, в любые времена, а особенно когда, может быть, в не совсем спокойное время, да, мы живем. Вот я это чувствую и поэтому тянусь вот к свету сама, и «Звезда Рождества», она как раз олицетворяет этот свет.

А. Пичугин:

— Я, вы знаете, смотрю сейчас на сайт https://starfest.miloserdie.ru/ — ну или вы можете, если хотите попасть на этот сайт, найти его в поисковике, просто набираете: «Звезда Рождества», благотворительный фестиваль, и первая же ссылка туда приведет. Я смотрю, мы с вами общаемся — там темно за окном, такая уже почти зимняя, предзимняя погода, и вот это ощущение приближения новогодних, рождественских праздников, и тут в анимации такой снег падающий, на сайте. Я на все это смотрю и вас слушаю и понимаю, что тут очень важно, что действительно вот Новый год, как мы его представляем, в своем таком еще советском, наверное, изначально прошлом — как семейный праздник, как праздник, когда мы там с родными и близкими собирается, за окном снег падает. Рождество, вот этот период между Новым годом и Рождеством с выходными, когда есть такая возможность тоже — вот так вот все, о чем мы вот так вот говорим, размышляем, оно, правда, как-то нас в такую теплоту что ли погружает душевную, спокойствие. Хотелось бы, чтобы так было всегда. Понятно, что нет, но, когда ты смотришь, говоришь про эти рождественские, новогодние дни, у тебя есть вот это тепло внутреннее, прямо хочется им поделиться.

В. Вяткина:

— Хочется, да, на самом деле этот акцент, его пронести и создать, не знаю, для многих людей, еще больше причин для того, чтобы мы почувствовали это тепло внутри.

А. Пичугин:

— А что за мероприятие, в рамках которого будет показан мультфильм «Рождественская звезда», о котором мы сегодня будем говорить?

В. Вяткина:

— Да, хотелось создать такой продукт, который затронул бы сердца не только взрослых, но и детей — то есть это такой семейный проект, который и остался бы, и олицетворял собой фестиваль, то есть некий образ, который бы... Ну вообще может быть это громко звучит, но мы все равно вносим некий вклад в поддержание развитие нашей русской культуры, духовных ценностей. Поэтому вот именно родилось такое желание создать мультфильм, который будет близок по своему восприятию и взрослым, и детям. Здесь мы привлекли замечательных людей, профессионалов.

А. Пичугин:

— У нас Наталья.

В. Вяткина:

— У нас Наталья сегодня с нами.

Н. Румянцева:

— Спасибо за профессионала.

В. Вяткина:

— С таким багажом.

А. Пичугин:

— Ну а что, если в портфеле Натальи сценарий к мультфильму «Маша и медведь», который я, мне кажется, в каких только странах мира не смотрел. Приезжаешь, включаешь телевизор в гостиничном номере, переключаешь каналы — там, естественно, на языке страны, где ты находишься, обязательно будет идти где-нибудь «Маша и медведь» на детском канале.

Н. Румянцева:

— Это так.

А. Пичугин:

— Так я насколько понимаю, 24 декабря в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате будет представлен мультфильм.

В. Вяткина:

— Все верно, да, всех приглашаю.

А. Пичугин:

— Что это за день и что там будет еще?

В. Вяткина:

— В этот день мы проводим премьеру мультфильма. Хотя чуть раньше мы уже хотим его выложить на Кинопоиск, для того чтобы люди уже могли ознакомиться с трейлером, чтобы они его ожидали.

А. Пичугин:

— А, сам трейлер.

В. Вяткина:

— Да, сам трейлер. А в целом 24-го можно будет его посмотреть на прекрасном экране, в кинотеатре. И мы приглашаем и объявляем о том, что можно присоединиться на эту премьеру, зарегистрироваться на сайте фестиваля.

А. Пичугин:

— «Звезда Рождества». На том сайте, который я объявлял уже, https://starfest.miloserdie.ru/. А как, там есть какой-то раздел, где можно зарегистрироваться? Бесплатно ли это?

В. Вяткина:

— Да, вы знаете, мы, в общем-то, вообще благотворительный фестиваль проводим и, конечно, здесь очень много зависит от того, что люди готовы привнести сами, да, вот что они, насколько они готовы вложить вот что-то вот, вообще вот в сам этот смысл «Звезда Рождества» и передать, может быть, частичку своей теплоты другим людям. Потому что у нас все проекты, они курируются потом порталом «Милосердие», и эти деньги, они будут конкретно определенным людям направлены. Поэтому мы здесь проводим регистрацию и фактически за пожертвование — то есть это такая добрая воля людей, которые приходят, и мы понимаем, что эти люди не случайно пришли к нам, они точно разделяют наши ценности, и я уверена, что таких людей будет очень много.

А. Пичугин:

— Наталья, итак, вы создали этот мультфильм. Ну по крайней мере как сценарист.

В. Вяткина:

— Ну как сценарист — да. Нельзя сказать, что только я его создала, это всегда, конечно, работа коллективная, и всегда мы дополняем как-то друг друга — режиссер, сценарист, продюсер тоже может внести свой вклад в это видение, и звукорежиссер может что-то добавить. То есть нельзя сказать, что у мультфильма какой-то один автор, это всегда именно много авторов, которые над ним работали.

А. Пичугин:

— Я уже лет почти 20 назад был на творческом вечере Норштейна, уже, по-моему, не существующем давно клубе — это в проекте <неразб.> было, который уже погиб, по-моему, много лет назад, к сожалению. И на встрече с Норштейном его супруги, Франчески Ярбусовой, не было тогда, но вот он рассказывал, как когда вышел «Ежик в тумане», они куда только ни ездили — в пионерлагеря, в воинские части. И вот в одной из воинских частей его спросили: скажите, а вот сказку написал автор, Козлов, ваша супруга все нарисовала, что-то там еще кто-то еще сделал, а ваша-то в чем заслуга? Почему «Ежик в тумане» — это Юрий Норштейн?

Н. Румянцева:

— Почему вообще режиссеры на фильмах существуют, что они делают.

А. Пичугин:

— Ну вот понимаете, когда речь идет о мультфильме, всегда за кадром режиссер остается. Потому что, когда мы смотрим фильм, это все видим. А здесь нарисовано — сюжет, сценарий есть, а вот уже режиссерская работа — понятно, что она одна из самых весомых, и заслуга режиссера здесь безусловна, но вот для многих людей действительно это не очень понятно. А вы как сценарист мультфильма «Рождественская звезда» — тут как раз, бесспорно, один из создателей, к кому ни у кого вопросов не будет.

Н. Румянцева:

— Это да. Ну плюс еще автор есть текста, скажем так. Потому что это же не просто мультфильм, это скажем так, мое видение того, что написал Пастернак.

А. Пичугин:

— Вот, вот.

Н. Румянцева:

— И вообще-то он же тоже автор, конечно, и все образы фактически — это образы из его стихотворения, так что он здесь тоже автор, и самый главный, наверное. И отталкиваясь от этого текста, да, как бы увидев этот текст у себя в голове, я придумывала, как это показать так, чтобы это действительно было не просто иллюстрацией текста. Потому что никогда неинтересно смотреть, когда вы просто иллюстрируете то, что слышите: вот он пошел — и вот он идет, он подумал — и вот он сидит там, чешет репу. Так не работает анимация, да и кино так тоже не работает. А особенно когда вы делаете сценарий на поэтический текст, вам нужно подумать: а что туда действительно привнести, чтобы люди что-то большее почувствовали, чем когда они просто прочитали это стихотворение? И там очень важная была идея — как раз показать связь времен. Потому что в тексте Пастернака, когда ты это читаешь, может быть, не всем это очевидно.

А. Пичугин:

— А там Бродский эту идею продолжил когда-то.

А. Пичугин:

— Друзья, я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня Наталья Румянцева, сценарист анимационного фильма «Рождественская звезда» и креативный директор одного из рекламных агентств. Вероника Вяткина, основатель и художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», генеральный партнер «Звезда Рождества» и генеральный продюсер мультфильма «Рождественская звезда», о котором мы сегодня говорим. Так вот, мы этот наш небольшой внутренний перерыв такой, он нас отделил от разговора, мы обсуждали то, что сам мультфильм, он по стихотворению Бориса Пастернака «Рождественская звезда». Может быть, мы даже его сейчас прочитаем, оно короткое совсем.

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры...

...Все злей и свирепей дул ветер из степи...

...Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,

Но часть было видно отлично отсюда

Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.

Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,

Могли хорошо разглядеть пастухи.

— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —

Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.

По яркой поляне листами слюды

Вели за хибарку босые следы.

На эти следы, как на пламя огарка,

Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,

И кто-то с навьюженной снежной гряды

Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,

И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге чрез эту же местность

Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,

Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.

Светало. Означились кедров стволы.

— А кто вы такие? — спросила Мария.

— Мы племя пастушье и неба послы,

Пришли вознести Вам Обоим хвалы.

— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы

Топтались погонщики и овцеводы,

Ругались со всадниками пешеходы,

У выдолбленной водопойной колоды

Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Да, оно, конечно, достаточно... Я говорил, оно совсем небольшое, а потом я вспомнил, что все-таки оно длиннее, чем я его помнил. Ну ничего.

Н. Румянцева:

— Да, очень приятно слушать вас было.

А. Пичугин:

— Спасибо. Ну ничего, я думаю, что зато слушатели те, кто незнаком с этим стихотворением, им, может быть, не придется сразу вот, по ходу нашего эфира, куда-то там лезть. А если за рулем нас слушают, в смартфоне опасно же за рулем читать.

Н. Румянцева:

— Гуглить.

А. Пичугин:

— Гуглить, да, искать какие-то где-то тексты. Ну а кто-то потом просто, кто-то освежил в памяти. 47-го года, кстати, стихотворение, такое уже позднее.

В. Вяткина:

— Алиса Гребенщикова читает у нас, кстати, актриса.

А. Пичугин:

— О, здорово.

В. Вяткина:

— Тоже очень проникновенно, душевно тоже. Трогает.

А. Пичугин:

— Да, и вот зная уже текст самого стихотворения, наверное, проще, предметней говорить про мультфильм. Я думаю, что всего раскрывать не надо, потому что люди придут, увидят, ну в любом случае люди увидят, и придут, и заинтересуются, поскольку мы через приемник не передадим всей красоты анимации, но вот о чем — понятно, как это все представлено?

Н. Румянцева:

— Вы имеете в виду в сценарии, в истории?

А. Пичугин:

— Да, в сценарии, в истории, в том, как это будет в мультфильме.

Н. Румянцева:

— Как бы рассказать, чтобы не рассказать, чтобы не спойлерить.

А. Пичугин:

— Это сверхзадача, да.

Н. Румянцева:

— Ну вот как раз вы услышали, наверное, в середине, собственно, сам автор и раскрывает вот эту идею, да, что через эту звезду вдруг люди увидят все, что будет после, да, как эта звезда потом будет освещать путь совершенно другим людям, но при этом все равно все будут приходить в Рождество, к Тому, Кого, собственно, она собой знаменовала. И вот этот образ, как его передать, что тогда зародилось что-то настолько важное, что оно протянулось на тысячелетия и повторяется каждый год с тех пор. Вот этот образ и был создан мною, в задумке какой-то, да, художниками, режиссером, Натальей Березовой, которая тоже все это собрала у себя в голове, да, и представила, и уже аниматорам давала определенную задачу, чтобы это воплотить. В чем, собственно, роль режиссера — чтобы это все ожило, чтобы это родилось уже в каком-то осязаемом виде. И вот как раз вас и ждет вот эта прекрасная картина, да, и как мы это смогли сделать, как это приняло какой-то осязаемый облик.

А. Пичугин:

— Как это идет через тысячелетия. Ну это, конечно, очень интересно. Ну я не видел, я не представляю, но мне вот очень интересно. Мне всегда очень нравилось, как христианство связывает эпохи, как действительно из пещеры вот этой, где родился Спаситель, Младенец Иисус, идет вот эта вот прямая дорога сквозь тысячелетия сюда, к нам, и в будущее. И как вот это все и поэзия связывает, и как это может связываться в мультфильме, как это связывает кино, это, конечно, безумно интересно.

Н. Румянцева:

— Ну да, плюс еще это же анимация. Вы знаете, есть такое понятие: предмет анимации — это значит, что в вашем сценарии должно быть что-то, что нельзя показать в кино или в фотографии. Это, значит, должны быть такие приемы, которые оправдывают именно анимационность этого фильма. И вам вот ваша фантазия должна подсказать, вот какие там будут переходы, что там должно быть показано, чего нельзя просто снять в кино, а что вот можно именно нарисовать.

А. Пичугин:

— А можете пример привести? Не обязательно из вот мультфильма, про который мы говорим.

Н. Румянцева:

— А вы знаете, самый простой пример — вспомните «Пластилиновую ворону», знаменитый мультик Татарского: вот эта перелепка из пластилина, вы бы ее никак по-другому бы не сделали, вот эти метаморфозы. Сейчас, конечно, эффекты перешли на новый уровень.

А. Пичугин:

— Нас слушают люди, которые не знали кино без этих эффектов.

Н. Румянцева:

— В смысле, без эффектов каких?

А. Пичугин:

— Смотрите, сейчас нас могут слушать уже вполне взрослые, состоявшиеся люди 2005 года рождения. И вот эти эффекты, о которых вы говорите, которые доступны уже современному кинематографу, тогда были, по крайней мере вот-вот они уже выходили на тот уровень, на котором они находятся сейчас. И те ребята, которые не знакомы с классикой мирового кино, с тем, что было до их эпохи, да, для них как раз вот этот пример и не очень понятен. Ну и что там, сделать эффект, как из пластилина вот так все крутится, мне кажется, достаточно просто сейчас уже. И вот я поэтому сижу и думаю: что же нельзя сделать в кино?

Н. Румянцева:

— Ну смотрите, да, сейчас, конечно, уже и животные говорят. Но вот один из самых простых приемов анимации — это когда у вас очеловечивались животные, и они становились как люди и разговаривали, вели себя как люди. Тогда в кино это решалось — например, там тот же взять фильм «Мама», — какими-то масками, какими-то костюмами, если вспомнить.

А. Пичугин:

— Или просто песик там что-то говорит, а это закадровый голос.

Н. Румянцева:

— Да, по-моему, большой такой был шаг вот в эту сторону, это был фильм «Бэйб» он назывался по-английски или «Поросенок», когда там анимировали настоящего поросенка, у него открывался ротик, и он играл как бы сам по себе. Его не рисовали в 3D, а это был настоящий поросенок, которого частично там анимировали, но у вас было ощущение, что он прямо играет всю роль. Это самый простой ход в анимации — это как раз показывать животных как людей. Но в анимации можно показывать все как людей — любой предмет, даже закорючка. Есть у такого замечательного режиссера Александра Свирского даже фильм «Девять способов нарисовать человека». И там он доходит как бы от простого силуэта человека до просто какой-то закорючки, которую вы, благодаря анимации, все равно воспринимаете как человека, потому что у него есть какие-то движения определенные, в которых вы узнаете, что это что-то human-oriented такой — извините за английский язык здесь, — ну что-то такое, что принадлежит именно человеку. Как это происходит — это талант вот режиссера и аниматора.

А. Пичугин:

— У меня была книжка, я уж не помню, чья и о чем, но там был раздел, где вот то, что вы сейчас объясняете, так объяснял в тексте Уолт Дисней, и там было показано, как он их рисует, как они оживают. Это вот прямо из детства я хорошо помню.

Н. Румянцева:

— Да, там у него девять правил анимации или десять принципов анимации как раз да, вот про это были. И опять же сейчас почему мы можем говорить, что это что-то именно предмет анимации — это когда это чистая фантазия, воплощенная в образе, то есть здесь можно использовать любые вообще средства, не фигуративные. Это может быть пунктирная линия, которая оживет, это может быть цвет, это может быть звук. Но благодаря сочетанию движения, звука, перехода одного в другое, то что в пластилине перелепка, а в рисованной анимации, соответственно, там другие какие-то приемы, но вот это чистая фантазия, которая воплотилась в образах. Вот это предмет анимации.

А. Пичугин:

— В «Рождественской звезде» будет что-то такое?

Н. Румянцева:

— Да, будет. Там, конечно, вот эти переходы из времени одного во время другое, это один образ, который, например, там верблюды, идущие по пустыне становятся игрушками на елке — да, вот такие ходы, не очень сложные, потому что все-таки не хотелось уходить во что-то слишком абстрактное, потому что очень конкретный сюжет и конкретный текст. Но вот такие интересные переходы, когда вы вдруг оказываетесь совершенно в другом времени, с другими героями, или когда у вас в одном караване сочетается там древнее время, средневековая Европа, Россия, все что угодно, был придуман ход, как это в этот один караван все народности и все времена объединить. Вот такой бы ход, это тоже предмет анимации был.

А. Пичугин:

— Друзья, напомню, что это программа «Светлый вечер». Мы вернемся в эту студию буквально через минуту. А в гостях у нас сегодня Вероника Вяткина, основатель и художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», генеральный партнер «Звезда Рождества», а также генеральный продюсер мультфильма «Рождественская звезда», который будет представлен на фестивале. Наталья Румянцева, сценарист мультфильма «Рождественская звезда» и креативный директор одного из рекламных агентств. Я Алексей Пичугин. Буквально через минуту снова в этой студии.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомним, что мы сегодня говорим про мультфильм «Рождественская звезда» и про фестиваль «Звезда Рождества», где этот мультфильм будет представлен. У нас в гостях сценарист мультфильма Наталья Румянцева и генеральный партнер «Звезда Рождества» и генеральный продюсер мультфильма Вероника Вяткина. Вот в нас как-то с годами вошло, что мультфильм — это что-то для детей. Я вот по своему ребенку сужу, ей год с небольшим, и она, естественно, взахлеб сидит, смотрит мультики, и мне очень нравится. И я смотрю — в моем детстве были совершенно другие мультфильмы, замечательные, чудесные, но вот и эти мне прямо так нравятся. Она там что-то смотрит в полном восторге — про машинки, про котов, еще про что-то, — ну вот мультики, которые подверстаны под ее возраст. Ну она в восторге и мне очень нравится — и сюжет интересен, и сделано классно. Я вот понимаю, что когда речь идет о мультфильмах с такими высокими смыслами, о высоких материях, как Рождество, здесь вообще все точно совершенно вне возраста. Есть ли какие-то возрастные, не обязательно официальные ограничения, но все-таки вот с какого возраста этот мультфильм будет скорее понятен?

В. Вяткина:

— Ну у нас 6+ заявлен. Да, конечно, здесь немножко нет такой, может быть, слишком понятной и легкой анимации, да, как смотрит ваша дочка. Здесь такая достаточно художественная картинка, на мой взгляд, родилась, и она подчеркивает все-таки глубокий смысл духовный. То есть почему это мультфильм семейный, на мой взгляд, потому что как раз вот есть эта грань, которая будет очень откликаться и взрослым, и детям. Но все-таки все равно есть да, как бы некие ограничения, хотя, мне кажется, надо посмотреть, может быть, и совсем малыши, показать вашей дочке, тоже воспримут, интересно ее мнение узнать.

А. Пичугин:

— Может быть, ей там будет нравиться, как там все двигается, как все ярко.

В. Вяткина:

— Очень красивый, в любом случае.

А. Пичугин:

— Мне очень нравятся ирландские мультфильмы, которые сейчас выходят, «Тайна аббатства Келлс». Как раз если мы говорим про христианские мотивы, про то, как там показана какая-то небольшая история, но вот наполненная разными совершенно смыслами.

Н. Румянцева:

— У меня тоже ответ есть на ваш вопрос. Потому что фактически вы задали два вопроса. Во-первых, что анимация — это для детей. Ну это, конечно, не совсем так, потому что анимация — это искусство, это также как кино: есть кино там для разных возрастов, и есть искусство кино, там какой-то артхаус или что-то, что понятно уж совсем ценителям. Анимация — это точно такое же искусство, это тоже искусство изобразительное, и там, конечно, есть какие-то вещи, которые направленные, для совсем младших зрителей, там типа от года, но есть очень сложные произведения в истории анимации. И там тот же Норштейн, например, если взять его, то не могу сказать, что дети любят «Ежика в тумане». Они не все там понимают. А уж «Сказка сказок» — так это вообще произведение взрослое.

А. Пичугин:

— Где похоронки летят, и они танцуют и исчезают, и вряд ли, да, ребенку. И глаза Волчонка.

Н. Румянцева:

— Да, и это взрослый как бы уже уровень. Поэтому анимация, конечно, это не только для детей. А второй вопрос, поймут ли дети наш вот этот мультфильм, именно который «Рождественская звезда»... Или я опять перепутала название?

А. Пичугин:

— Нет-нет, все правильно.

В. Вяткина:

— Запоминайте, пожалуйста.

А. Пичугин:

— Ваш мультфильм «Рождественская звезда», а фестиваль «Звезда Рождества».

Н. Румянцева:

— Да. Однажды один режиссер, с которым мы снимали, извините уж, рекламу, поскольку я еще и рекламой занималась в своей жизни, в Швеции мне сказал... Он, кстати, был... я не буду про это говорить, в общем, известная личность, но не буду про это говорить. Он мне сказал очень интересную вещь. Он сказал, что зритель не всегда должен понимать, но всегда должен чувствовать. То есть вы должны сделать так, чтобы он почувствовал то, что вы хотите, чтобы он почувствовал, даже если он не поймет, почему он это чувствует и как вы это сделали. Он вообще не должен понимать, как вы это сделали, он не должен об этом задумываться. Если он начинает думать: а как они это сделали? — то, значит, вы сделали техническую работу, а не творческую. И вот здесь как раз, как мне кажется, в этом мультфильме, даже если ребенок что-то не поймет, он все почувствует. Потому что там есть вот такие образы, которые вне времени скажем, вне возраста. Пусть он потом это поймет, но он за что-то зацепится, он это прочувствует для себя на каком-то своем совершенно уровне. И отсюда еще одно правило, которое нам всегда вот мастодонты анимации говорят, что не относитесь к детям как к совсем глупеньким, потому что они могут такое понять и почувствовать...

А. Пичугин:

— И спросить потом еще. Как у меня дочь.

Н. Румянцева:

— Да, что вы даже не подозреваете, что они это поняли. И я как бы по себе знаю. У меня сын уже взрослый, но когда он был совсем маленький, там случайно я ему принесла диск такого японского аниматора Коджи Ямамура, на котором были и детские мультики прямо такие, для 3+ — ему было тогда года четыре, и такие довольно серьезные взрослые. И там даже меню было на японском. Так он настолько заинтересовался совершенно другими мультфильмами, не детскими, что он, даже не зная языка, научился в меню выбирать именно те мультфильмы, которые его зацепили. И это были далеко не детские мультфильмы. Они не были какие-то жесткие, но там была такая анимация очень серьезная, какая-то смена картин, и он прямо залип именно на них. А почему, он даже до сих пор не может мне сказать. Но вот тогда он пробросил то, что я думала, будет ему интересно, и выбрал совершенно другое.

А. Пичугин:

— Я помню, что в какое-то такое перестроечное детство по телевизору черно-белому у нас шли дома — я хорошо помню, ну я был маленький совсем, — мультфильмы явно не детские, советские. Я их потом пытался очень долго найти по таким, знаете, обрывочкам сюжетов, которые я запомнил, но нигде не нашел. И никто не вспомнил.

Н. Румянцева:

— Это, по-моему, была рубрика «Мультфильмы для взрослых» так она называлась.

А. Пичугин:

— Может быть.

Н. Румянцева:

— И там были всякие там «Ограбление по...» тогда вот шло.

А. Пичугин:

— Нет, вы знаете, вот один мультфильм я действительно много лет ищу, может быть, кто-то из вас вспомнит. Там был сюжет про какого-то как бы комара большого, который летал, что-то происходило — потому что там было несколько героев. И он в конце очень трагично — возможно это мое было вообще первое столкновение в жизни со смертью, и поэтому я запомнил, что он умирает, и мне очень его жалко. Там огромный-огромный, может, не комар, но вот что-то вроде того. Но одушевленный он там, какой-то герой этого произведения. Ну вот в общем я помню, что да...

Н. Румянцева:

— Кроме «Мухи-Цокотухи» ничего... Но там никто не умирает. Кроме паука, по-моему.

А. Пичугин:

— Нет, это что-то такое, в стиле Норштейна, наверное. Но никто не помнит. Ну ладно. А я хотел, вы знаете, еще спросить, ведь я как-то оговорился, но так тема ушла — ведь Бродский, у него целый цикл рождественских стихов был, который он на протяжении всей жизни писал, буквально с 20 лет. И вот в 23 он, например, написал, в 24, стихотворение — ну это буквально прошло 15 лет после пастернаковского, но это как ответ на пастернаковское стихотворение, наверное, «Рождество 1963».

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Звезда светила ярко с небосвода.

Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.

И тени становились то короче,

то вдруг длинней. Никто не знал кругом,

что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

И для меня всегда это стихотворение было вот таким ответом пастернаковскому.

Н. Румянцева:

— Связь поколений.

А. Пичугин:

— Да, и вот здесь тоже. А здесь вот это вот ощущение Рождества из Ленинграда 63-го года к ощущению ближневосточной пустыни. Вот опять же что касается анимации и что касается изображения. Мне когда-то попались очень наивные иконы северные, и я сразу представил, как какой-то монах в занесенной снегом келье, при огарке свечи там, нескольких свечей писал иконы, где он изображал ближневосточную пустыню. Не то что никогда ее не видя, но даже не представляя, как она может выглядеть. И вот это такое наивное изображение ближневосточной пустыни, это тоже как-то перекликается с ощущением Бродского, который в 63-м году в Ленинграде это писал и не был еще тогда никогда — в смысле потом-то он побывает, — не был ни в Палестине, ни в Израиле, ну нигде он не был и не мог это видеть, но очень точно это передал. Это тоже же...

Н. Румянцева:

— Ну да, наверное, можно так сказать, что те, кто писали иконы, они тоже, собственно, делали вот эту художественную работу и переносили на поверхность то, что представили себе там головой, сердцем, чем угодно, что нельзя назвать как орган и да, они своего рода аниматоры тоже были.

В. Вяткина:

— Творцы вообще, да, к ним же приходит иногда что-то сверху, и ты не знаешь, почему тебе это пришло. Это как вот, знаете, уже некая Божия воля, и это так распорядиться, то есть мы как проводники, и фактически бывает, что в жизни, если ты движешься своей дорогой, мне кажется, к тебе приходят очень правильные люди и объединяются очень важные идеи и смыслы.

А. Пичугин:

— А в этом вот Промысл и заключается. В этом заключается, наверное, и наша свобода творчества. То есть мы говорим, что по образу и подобию человек, да, а это как — это же не две руки, две ноги, голова, это именно вот эта возможность творить, сотворить, в этом как раз подобие Богу и заключается.

В. Вяткина:

— Конечно. Мы все открываемся душой. Ну не знаю, мне кажется, что Рождество — это именно тот момент, то счастье, которое человек может испытать и объединить очень много духовных ценностей в себе — то есть и объединить близких, и быть ближе к Богу. И при этом вот вырасти духовно через какие-то вот такие события, которые вот мы организуем в рамках благотворительного фестиваля.

А. Пичугин:

— А мы уже говорили, кстати, простите, Вероника, мы уже говорили, что можно прийти на премьеру мультфильма. А на все остальные мероприятия, еще раз напомните, пожалуйста, с какого числа?

В. Вяткина:

— С 19 декабря у нас начинается.

А. Пичугин:

— До 16 января.

В. Вяткина:

— До 16 января, да.

А. Пичугин:

— И вот наши слушатели... Во-первых, программу можно найти на сайте фестиваля.

В. Вяткина:

— Конечно, мы все там подробно распишем, и уже сейчас есть предварительная информация. Мы сейчас добавим все, что у нас есть самое интересное, и трейлер мультфильма, и, в общем, много будет и видео, и фотоматериала. Хотим, не знаю, вложить все наши творческие силы, которые вот мы сейчас объединяем очень много команд и профессионалов, то есть работа на самом деле идет каждый день с большой интенсивностью. Я скажу честно, я над таким большим проектом работаю в жизни впервые, мне безумно интересно, потому что я просто вот расту в разных областях, вы знаете, прямо захватывает.

А. Пичугин:

— Ну, конечно, надо соединить подчас, кажется, несоединимое: здесь и академические оркестры, и академические хоры, и анимация, и много-много всего.

В. Вяткина:

— Да, конечно, вот портал «Милосердие» тоже огромную организационную часть взял на себя. И то есть мы разделили какие-то вот проекты между собой, для того чтобы каждому было комфортно реализовывать в себя, в чем ты больше да, понимаешь и в чем ты больше ориентируешься. Поэтому мы, не знаю, вот концерты организуем, арт-аукцион у нас будет тоже там. И ну я предлагаю всем ознакомиться на сайте.

А. Пичугин:

— https://starfest.miloserdie.ru/.

В. Вяткина:

— Да, потому что сегодня у нас другая задача — говорить о мультфильме. А все остальное я предлагаю почитать, и такую интригу оставить.

А. Пичугин:

— Да, но все-таки важный вопрос организационный: вот помимо мультфильма, который 24 декабря будет представлен в кинотеатре «Октябрь», на остальные мероприятия тоже можно попасть по регистрации, да?

В. Вяткина:

— Вы знаете, где-то мы продаем билеты, которые переходят как раз непосредственно сразу же, да, то есть не везде это возможно, не на всех площадках мы можем, скажем так, продавать билеты, и где-то мы просим просто вот действительно такой помощи, ну вот с пониманием того, что не так просто выпустить мультфильм, так скажем, организовать его. На самом деле «Фома кино» создает просто огромный проект, и я думаю, что мы все очень хорошо распишем и покажем.

А. Пичугин:

— Да, кстати, мы же не сказали, что это все выпускается под эгидой «Фома кино», и это наши большие друзья, и мы поддерживаем их проекты, и здесь уже неоднократно говорили и о фильмах, и о мультфильмах, которые выходят под эгидой «Фома кино», которые «Фома кино» выпускает. Игорь Владимирович Мещан приходил тоже не раз. Поэтому да, это все «Фома кино» делает.

В. Вяткина:

— Да, так что у нас все профессионально, и вы знаете всех еще к тому же. Это прекрасно.

А. Пичугин:

— Да, конечно. Сколько лет работаем рядом.

А. Пичугин:

— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня Наталья Румянцева, сценарист анимационного фильма «Рождественская звезда», креативный директор одного из рекламных агентств. Вероника Вяткина, основатель и художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», генеральный партнер «Звезда Рождества» и генеральный продюсер мультфильма «Рождественская звезда». Вероника, мы вас представляем все время как руководителя театрального салона «Сцена 23», что это за проект?

В. Вяткина:

— Это проект, в котором мы реализуем мероприятия по трем направлениям — это театр, кино и живопись. В основном наш упор и, скажем, почему Театральный салон, да, потому что мы создам такую камерную атмосферу, именно театральную, где люди приходят для того, чтобы пообщаться — то есть это некая такая форма общения между экспертами, артистами и зрителями. То есть мы проводим мероприятия, где у нас есть дискуссии, у нас есть возможность людям как бы почувствовать себя частью вот этого мира искусства. И мы ищем такие исторические локации.

А. Пичугин:

— Это каждый раз где-то в новом месте.

В. Вяткина:

— Да, вы знаете, мы стараемся такие эксклюзивные мероприятия создавать, для того чтобы, ну во-первых, всегда была некая уникальность. Нам это интересно, потому что мы на самом деле в Москве, во-первых, огромный выбор, это, конечно, московские площадки, Подмосковье.

А. Пичугин:

— Да, я только хотел спросить.

В. Вяткина:

— Да, мы пока никуда не ездим, у нас такая камерная, скажем, наша компания. И мы создаем небольшие, скажем, атмосферные такие мероприятия, где люди могут общаться. Чем просто больше аудитория, тем этот формат мы теряем, скажем так, уже. На нашем сайте можно ознакомиться с нашим репертуаром, афишей «Сцены 23».

А. Пичугин:

— Я смотрю, да.

В. Вяткина:

— Где у нас вот можете найти, у нас есть наш спектакль, который мы играем, создали в рамках нашего проекта.

А. Пичугин:

— В Суздале, вот — ну вы уже выехали за 200 километров.

В. Вяткина:

— Нет, мы создали спектакль «Слугу двух господ», по Карло Гольдони, да.

А. Пичугин:

— А, мне слово «Суздаль» уже везде мерещится.

Н. Румянцева:

— В Суздале только анимационный фестиваль проходит в марте.

А. Пичугин:

— Я 20 лет работал в Суздале, поэтому у меня Суздаль...

В. Вяткина:

— На слуху, да.

А. Пичугин:

— Если там есть какое-то похожее сочетание, то значит, про Суздаль.

В. Вяткина:

— Вот мы второй год играем достаточно успешно этот спектакль, уже в третьем театре. Вот сейчас, вчера буквально, переехали в третий театр у Никитских ворот. Была тоже своеобразная, так можно сказать, премьера у Марка Розовского, он тоже был, и очень тепло все прошло. Я играю там одну из ролей, я также, в общем, как в роли актрисы выступаю.

А. Пичугин:

— А это ваш единственный опыт или вы...

В. Вяткина:

— Ну мы создали еще один спектакль, который, скажем, такой он, более специфичный по подаче, потому что это тема такая экологии. И мы, в общем, тоже нужно прорабатывать каждую аудиторию, где ты играешь. Ну тут тоже был проект интересный — с Ириной Алферовой «Мегалополис Олис» на стихи Ростислава Амелина. То есть мы всегда, знаете, еще за то, чтобы привлекать молодое поколение и делать некие коллаборации с уже очень известными артистами в поддержку, да, для того чтобы больше было новых имен в нашей среде. Ну и мне интересно узнавать людей, которые молодые, талантливые и как-то способствовать этому продвижению.

А. Пичугин:

— Мы говорили о том, что вот эта анимация, анимационные фильмы, которые мы представляли, и в частности «Звезда Рождества» — это фестиваль, «Рождественская звезда», все верно. И мультфильм «Рождественская звезда», который выходит под эгидой «Фома кино», и выпускается студией «Фома кино», это же часть альманаха большого. Туда входит еще какое-то количества мультфильмов. Расскажите пожалуйста, вот да, Наталья, пожалуйста, расскажите, что еще можно будет в ближайшее время увидеть.

Н. Румянцева:

— Ох, ну прямо в ближайшее, наверное, нет. Там процесс такой достаточно сложный. Потому что мы сейчас подали несколько сценариев из этого альманаха на финансирование, по-моему, в Министерство культуры, потому что ну это процесс сложный. Но идея такая, что это будет не один мультфильм про Рождество, а как раз мы продолжим вот эту тему знаковых событий православия, да, православной жизни календарной, там будут другие праздники тоже каким-то образом затронуты. И каждый фильм это будет либо тоже стихотворение, либо отрывок из какого-то произведения на тему, например, у нас есть отрывок из «Лета Господня» Шмелева, как тоже один из таких интересных задумок в этом альманахе. Ну это мы для себя его называем альманах «Праздники», но там не всегда именно праздники будут, но вот какие-то именно знаковые события, которые тоже символичны. Потому что нам символизм этот важен, да, события. Мы же не просто рассказываем: вот есть такой праздник, а мы какой-то образ создаем этого праздника, чтобы почувствовать, а что за ним стоит, что ты действительно для себя можешь в этом празднике найти, почувствовать, раскрыть. И поэтому альманах будет именно вот с несколькими — может быть, двенадцать, может быть больше, как там пойдет. Сейчас пока готовы еще три, помимо рождественской темы, сценария, и не всегда действительно они про конкретные праздники. Например, там есть сюжет «Выбор креста» на стихотворение Жуковского — нельзя сказать, что он про конкретный праздник, хотя мы его привязали к Крестовоздвижению, и там как раз тоже есть сюжет, который начинается в современности, с обычным совершенно, современным человеком, который тоже в своей жизни сталкивается вот с этим ощущением: а не слишком ли тяжел мне мой крест? И потом, через некие тоже фантазийные события, видения, и что вот из этого стихотворения можно было вынести, он приходит к определенному выводу. То есть вот каждое стихотворение в этом альманахе, вернее каждый фильм, он будет вот таким сюжетом самостоятельным, но их будет объединять тема неких праздников православных.

А. Пичугин:

— А вы пишете сценарии для ряда этих мультфильмов или для всех?

Н. Румянцева:

— Нет, не для всех, потому что это много очень для меня, все сценарии написать. Я думаю, что мы разделимся. Сейчас пока нет такого четкого понимания, кто еще там будет, и я начинаю, скажем так, этот альманах делать. И какую-то работу мы уже сделали, чтобы как раз подать этот проект для Министерства культуры. А дальше посмотрим, кто еще заинтересуется, присоединится к нам.

А. Пичугин:

— Первый из них — это «Рождественская звезда».

В. Вяткина:

— Да, все верно, с него мы начинаем, и начинаем с фестиваля, то есть у него такой мощный пиар, мне кажется, уже проходит.

А. Пичугин:

— А дальше какая его судьба? Вот будет показ на фестивале, а дальше, что с ним?

В. Вяткина:

— Кинопоиск.

А. Пичугин:

— А, уже целиком будет загружен.

В. Вяткина:

— Да, уже можно будет там посмотреть.

А. Пичугин:

— А прокатная история может быть? Какой хронометраж?

Н. Румянцева:

— Так сейчас, по-моему, не очень большой — шесть минут.

А. Пичугин:

— Но он же, может в каких-то фестивалях участвовать, в том же Суздале, например?

Н. Румянцева:

— Ну да, если будет такое решение, что мы хотим подаваться на фестиваль, то да, наверное, будет.

В. Вяткина:

— Вообще нужно говорить об этих проектах, которые создаются, мне кажется, и давать им какой-то масштаб. Потому что сам смысл вот этого анимационного проекта, он очень глубокий. Во-первых, здесь действительно объединяются разные виды искусств — это же анимация, это поэзия и ценности нашей православной культуры, нашей русской культуры. Поэтому очень много всего, что имеет серьезный вес для того, чтобы мы об этом говорим. Поэтому очень надеюсь, что судьба будет такая интересная у этого мультфильма.

Н. Румянцева:

— Вы знаете, прокатная судьба анимации вообще очень печальна в нашей стране.

А. Пичугин:

— Вот я тоже хотел сказать.

Н. Румянцева:

— Потому что ее негде показывать.

А. Пичугин:

— Как и документальные фильмы, кстати.

Н. Румянцева:

— Ну, к сожалению, да. Получается, что вот те, кто на фестивали ездит, или кто участвует во время фестиваля в отрытых показах, например, вот Суздальский фестиваль такой устраивают, есть во время фестиваля, чуть-чуть заранее, чуть позже открытые показы, когда в тех городах, где это можно организовать, просто приходят люди, тоже смотрят какие-то фильмы из программы. И тогда люди это видят. Потом они могут это увидеть, если они зададутся целью и будут искать это в интернете, и при этом в интернете эти фильмы могут появиться только после двух лет после своего появления. Потому что правила фестивалей, куда люди очень хотят податься, там режиссеры желают подавать свои фильмы на фестивали, но условие, чтобы два года их тогда не было в общем доступе. И вот зрителю надо ждать два года, и тогда, после двухлетней истории фестивальных показов, этот фильм может появиться где-то еще.

А. Пичугин:

— Может быть, у нас есть путаница. Мы же идем в кино на фильмы. А когда мы идем на мультфильмы в кино, мы ожидаем чего-то, какой-то такой истории, растянутой на два часа и, значит, вот на меньшее мы не согласны. Хотя ведь мы с детства помним, что мультфильмы, они часто бывают короткими. Ну есть фестивали короткометражек, но вот, к сожалению, мы много раз, мне кажется, уже последние десять лет в этой студии говорим, что жаль, очень жаль, что неполный метр так ограничен к прокату.

В. Вяткина:

— Может быть, что-то поменяется.

Н. Румянцева:

— Здесь еще проблема с правами же. Нужно же со всеми договариваться о правах на показ и получать прокатное удостоверение. В общем, это такой процесс, за который не каждый хочет взяться, но, если кто-то возьмется и, может быть, будут альманахи какие-то тоже показываться перед фильмами. Потому что есть просто замечательные мультфильмы, которые длятся пять минут, очень сильные.

А. Пичугин:

— Да, и люди хотя бы узнают, что у нас столько всего хорошего выходит. Не только то, что добирается до кинотеатров и рекламируется на билбордах, а то что у нас действительно выходит много всего интересного.

Н. Румянцева:

— Но, вы знаете, стриминг платформы, может быть, изменят эту ситуацию, потому что на них же можно загружать вообще все что хочешь, по длине там никак не ограничено. Поэтому может быть действительно какая-то стриминг платформа выделит какой-то канал специальный для российской анимации и будет показывать и авторские фильмы, а не только сериалы.

А. Пичугин:

— Спасибо большое. Вот и время наше подошло к концу. Мы только еще напомним сейчас еще все вводные — что мультфильм чудесный, я уверен, что чудесный, который представлен будет на фестивале «Звезда Рождества» и называется «Рождественская звезда», будет показан в кинотеатре «Октябрь» 24 декабря. Можно зарегистрироваться на сайте https://starfest.miloserdie.ru/ в специальном разделе и прийти на премьеру. Потому что в следующий раз не очень понятно, когда и где можно будет его увидеть. Ну на Кинопоиске — да, мы говорили, что он будет доступен. Но вот на большом экране.

В. Вяткина:

— Ну премьера — это премьера. А там вы увидите всех, кто как раз стоял за кадром, и можно будет пообщаться и задать вопросы. И будет вообще своя атмосфера, как на настоящей премьере в настоящем кино.

А. Пичугин:

— Спасибо. Вероника Вяткина, основатель и художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», генеральный партнер «Звезда Рождества» и генеральный продюсер мультфильма «Рождественская звезда», о котором мы сегодня говорили, Наталья Румянцева, сценарист «Рождественской звезды», мультфильма, креативный директор одного из рекламных агентств были с вами сегодня. Также я, Алексей Пичугин. Мы прощаемся. До свидания.

В. Вяткина:

— До свидания.

Н. Румянцева:

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем