Жил-был на свете один бедный крестьянин. Целыми днями с восхода до заката солнца трудился он на поле. Однажды, копаясь на своём участке, крестьянин нашёл несколько красивых, блестящих камешков. Рассмотрев свою находку, он решил, что она вполне может пригодиться для забавы его детям.
Малыши играли с камешками до тех пор, пока они им не надоели, а потом бросили на окне и забыли.
Однажды в непогоду в дом крестьянина постучался человек, сбившийся с пути. Крестьянин пригласил незнакомца на ночлег и покормил. После ужина они разговорились по душам.
— Зачем ты напрасно тратишь время в своей деревне, когда можно и без особого труда сказочно разбогатеть, — поведал странник хозяину дома. — Говорят, есть алмазный край, где драгоценные камни можно найти прямо на берегу реки, и я как раз туда иду — попытать счастье.
Наутро незнакомец попрощался с хозяевами дома и ушёл. А крестьянин с той поры совсем потерял покой. Ночи напролёт он ворочался на постели и не мог заснуть — настолько ему запали в душу слова об алмазном крае, где драгоценные камни прямо под ногами валяются.
И вот однажды крестьянин объявил жене, что решил отправиться за сокровищем.
— Тебе всего год нужно подождать и потерпеть. Ровно через год я вернусь с большим богатством, — сказал он ей на прощание.
Долго бродил крестьянин по разным землям, обошёл многие горы и реки.
Он, действительно, нашёл такое место, где в горной реке добывали алмазы, и вступил в артель. Только дело это оказалось, ничуть не легче, чем поле пахать и урожай собирать. Целыми днями приходилось вычерпывать ситом из реки грязь, в надежде найти хотя бы крошечный драгоценный камешек. Его товарищи по артели уже много лет трудились на добыче алмазов, но лишь самым удачливым из них удалось разбогатеть. За год крестьянин твёрдо усвоил, что такое алмазы, научился их отличать от всех других камней, но никакого богатства не накопил.
В обещанный срок, ровно через год, крестьянин вернулся в родную деревню. Вошёл он в свою хижину и глазам не поверил: на подоконнике, лежали крупные и редчайшие алмазы, забытые в пыли — те самые блестящие камешки, что он когда-то на поле нашёл.
Так вот, оказывается, где находится алмазный край, который он так долго и усердно искал! В двух шагах от дома, на его собственном поле!
Не ищите за горами то, что может быть рядом. Только нужно как следует приглядеться.
(по мотивам индийской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема