
Фото: Nick Night/Unsplash
Купец Алексей Морозов слыл первым богачом алтайского города Бийска. Но в народе Алексея Фёдоровича так не называли. «Добросердечный Морозов», вот как между собой говорили о нём люди.
Благотворительностью Алексей Фёдорович занимался вместе с женой Еленой Григорьевной. Супруги были из простых крестьянских семей - оба родились на Владимирщине. На Алтай приехали в середине 19-ого века. Морозов торговал тканями, зерном, владел магазинами не только в Бийске, но и в других алтайских городах - Барнауле, Змеиногорске. На берегах Оби Алексей Фёдорович построил несколько мельниц. Имелось у него и своё пароходство. К 1877-ому году Морозов стал единственным в Бийске купцом первой гильдии, то есть он имел право вести заграничную торговлю. Спустя четыре года его избрали городским головой. За работу на этом посту Алексея Фёдоровича удостоили трёх орденов - «Станислава», «Анны» и «Владимира».
Свой первый благотворительный проект Морозов осуществил ещё до того, как стал городским головой. Он построил в Бийске приходскОе училище. Оно обошлось купцу в 12 000 рублей. Вкладывать деньги в образование Алексей Фёдорович начал по просьбе жены. Елена Григорьевна была неграмотна и хотела дать возможность учиться детям бедняков. 12 школ открылись в Бийске на деньги Морозовых. К тому же ФорштАдтское женское, начальное миссионерское и Александро-Невское приходское училища тоже были построены и содержались за счёт Алексея Фёдоровича. И женская прогимназия появилась в городе после того, как Морозов пожертвовал на её строительство 20 000 рублей. Купец стал попечителем этого учебного заведения, и каждый год вносил в его казну солидную сумму.
Много жертвовали супруги на церковь. На их деньги в Бийске возвели Троицкий кафедральный собор – самый большой и красивый храм в городе. Всего же на Алтае Алексей Фёдорович построил 14 церквей. Открыл несколько богаделен. Он мог сделать ещё очень и очень много, но в 1894-ом году внезапно умер в купе поезда, отправившись в поездку по России. Похоронили благотворителя в алтаре возведённого на его средства Троицкого собора.
Оставшись одна – детей у Морозовых не было - Елена Григорьевна рук не опустила и продолжила добрые дела мужа. Построила кожевенный завод и электростанцию в Бийске. Прибыль они приносили колоссальную, и Морозова щедро делилась ею с людьми, вкладывая деньги в строительство богоугодных заведений: главного храма Тихвинского женского монастыря, богадельни, домОвой церкви при мужском училище.
В 1902-ом году Елена Григорьевна стала председателем Бийского общества попечения о начальном образовании. Подарила ему участок земли под школу, обеспечивала детей формой и книгами. Благотворительница построила ремесленное училище имени Алексея и Елены Морозовых. Электростанция, возведённая ею, безвозмездно освещала храмы, школы и училища Бийска. Слава об этой великодушной женщине гремела далеко за пределами Алтая. Восхищённая трудами Морозовой великая княжна Мария Павловна прислала ей золотой браслет с сапфиром и бриллиантом.
Елена Григорьевна скончалась в 1908-ом году. Похоронили её рядом с мужем, в Троицком соборе. В 30-ые годы храм взорвали. Каким-то чудом могилы Морозовых сохранились. Фамильный склеп супругов обнаружили при раскопках в 2008-ом. А спустя три года в Бийске открыли историко-мемориальный комплекс в память об Алексее Фёдоровиче и Елене Григорьевне. Ровно на том месте, где в 19-ом веке находился алтарь, построенного ими Троицкого собора.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема