Купец Алексей Морозов слыл первым богачом алтайского города Бийска. Но в народе Алексея Фёдоровича так не называли. «Добросердечный Морозов», вот как между собой говорили о нём люди.
Благотворительностью Алексей Фёдорович занимался вместе с женой Еленой Григорьевной. Супруги были из простых крестьянских семей - оба родились на Владимирщине. На Алтай приехали в середине 19-ого века. Морозов торговал тканями, зерном, владел магазинами не только в Бийске, но и в других алтайских городах - Барнауле, Змеиногорске. На берегах Оби Алексей Фёдорович построил несколько мельниц. Имелось у него и своё пароходство. К 1877-ому году Морозов стал единственным в Бийске купцом первой гильдии, то есть он имел право вести заграничную торговлю. Спустя четыре года его избрали городским головой. За работу на этом посту Алексея Фёдоровича удостоили трёх орденов - «Станислава», «Анны» и «Владимира».
Свой первый благотворительный проект Морозов осуществил ещё до того, как стал городским головой. Он построил в Бийске приходскОе училище. Оно обошлось купцу в 12 000 рублей. Вкладывать деньги в образование Алексей Фёдорович начал по просьбе жены. Елена Григорьевна была неграмотна и хотела дать возможность учиться детям бедняков. 12 школ открылись в Бийске на деньги Морозовых. К тому же ФорштАдтское женское, начальное миссионерское и Александро-Невское приходское училища тоже были построены и содержались за счёт Алексея Фёдоровича. И женская прогимназия появилась в городе после того, как Морозов пожертвовал на её строительство 20 000 рублей. Купец стал попечителем этого учебного заведения, и каждый год вносил в его казну солидную сумму.
Много жертвовали супруги на церковь. На их деньги в Бийске возвели Троицкий кафедральный собор – самый большой и красивый храм в городе. Всего же на Алтае Алексей Фёдорович построил 14 церквей. Открыл несколько богаделен. Он мог сделать ещё очень и очень много, но в 1894-ом году внезапно умер в купе поезда, отправившись в поездку по России. Похоронили благотворителя в алтаре возведённого на его средства Троицкого собора.
Оставшись одна – детей у Морозовых не было - Елена Григорьевна рук не опустила и продолжила добрые дела мужа. Построила кожевенный завод и электростанцию в Бийске. Прибыль они приносили колоссальную, и Морозова щедро делилась ею с людьми, вкладывая деньги в строительство богоугодных заведений: главного храма Тихвинского женского монастыря, богадельни, домОвой церкви при мужском училище.
В 1902-ом году Елена Григорьевна стала председателем Бийского общества попечения о начальном образовании. Подарила ему участок земли под школу, обеспечивала детей формой и книгами. Благотворительница построила ремесленное училище имени Алексея и Елены Морозовых. Электростанция, возведённая ею, безвозмездно освещала храмы, школы и училища Бийска. Слава об этой великодушной женщине гремела далеко за пределами Алтая. Восхищённая трудами Морозовой великая княжна Мария Павловна прислала ей золотой браслет с сапфиром и бриллиантом.
Елена Григорьевна скончалась в 1908-ом году. Похоронили её рядом с мужем, в Троицком соборе. В 30-ые годы храм взорвали. Каким-то чудом могилы Морозовых сохранились. Фамильный склеп супругов обнаружили при раскопках в 2008-ом. А спустя три года в Бийске открыли историко-мемориальный комплекс в память об Алексее Фёдоровиче и Елене Григорьевне. Ровно на том месте, где в 19-ом веке находился алтарь, построенного ими Троицкого собора.
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 января. О почитании Святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в четвёртом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
В литургической жизни православной церкви Святой Василий, вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, именуется Великим Вселенским Учителем и Святителем. Эта почтенная традиция восходит к XI веку. Вместе со святыми Дионисием и Афанасием, которые оба были Александрийскими епископами, Святой Василий — один из всего трех отцов церкви, получивших наименование «Великий». Данный обычай весьма древний и связан с исключительной ролью этих святых в сохранении единства Вселенской Православной Церкви в эпоху гонений, как это было при Дионисии, во время догматических противостояний при Афанасии и самом Василии.
Делом жизни Василия стал Второй Вселенский Собор в Константинополе. Святого Василия следует считать подлинным духовным отцом нашего Никео-Константинопольского Символа веры. Ежедневно, читая его в молитвах и на богослужении, мы благодарно вспоминаем Святого Василия.
Святой прожил всего 49 лет. Его смерть стала подлинной трагедией для современников. По словам его близкого друга, святого Григория Богослова, она повергла в скорбь не только православных, но даже иудеев и язычников всей Кесарии. При этом сам Василий, скорее всего, знал о предстоящем ему исходе, поскольку, как это удалось установить современным исследователям, страдал от тяжелого заболевания кишечника. Подобно другим аскетам того времени, ранние подвиги, которым святой подвергал себя в начале своего монашества, подорвали его здоровье. Раны, от которых он, подобно исповедникам первых веков, страдал, так и не смогли излечиться. Уже во времена Василия церковь увидела в аскетизме и ограничении себя по заповеди Христовой продолжение мученических подвигов. Краткость жизни Василия — утешение тем служителям церкви, кто по неисповедимым путям Бога не имели возможности приобщиться к долголетию в земной истории.
Все выпуски программы Актуальная тема