
Фото: Nick Night/Unsplash
Купец Алексей Морозов слыл первым богачом алтайского города Бийска. Но в народе Алексея Фёдоровича так не называли. «Добросердечный Морозов», вот как между собой говорили о нём люди.
Благотворительностью Алексей Фёдорович занимался вместе с женой Еленой Григорьевной. Супруги были из простых крестьянских семей - оба родились на Владимирщине. На Алтай приехали в середине 19-ого века. Морозов торговал тканями, зерном, владел магазинами не только в Бийске, но и в других алтайских городах - Барнауле, Змеиногорске. На берегах Оби Алексей Фёдорович построил несколько мельниц. Имелось у него и своё пароходство. К 1877-ому году Морозов стал единственным в Бийске купцом первой гильдии, то есть он имел право вести заграничную торговлю. Спустя четыре года его избрали городским головой. За работу на этом посту Алексея Фёдоровича удостоили трёх орденов - «Станислава», «Анны» и «Владимира».
Свой первый благотворительный проект Морозов осуществил ещё до того, как стал городским головой. Он построил в Бийске приходскОе училище. Оно обошлось купцу в 12 000 рублей. Вкладывать деньги в образование Алексей Фёдорович начал по просьбе жены. Елена Григорьевна была неграмотна и хотела дать возможность учиться детям бедняков. 12 школ открылись в Бийске на деньги Морозовых. К тому же ФорштАдтское женское, начальное миссионерское и Александро-Невское приходское училища тоже были построены и содержались за счёт Алексея Фёдоровича. И женская прогимназия появилась в городе после того, как Морозов пожертвовал на её строительство 20 000 рублей. Купец стал попечителем этого учебного заведения, и каждый год вносил в его казну солидную сумму.
Много жертвовали супруги на церковь. На их деньги в Бийске возвели Троицкий кафедральный собор – самый большой и красивый храм в городе. Всего же на Алтае Алексей Фёдорович построил 14 церквей. Открыл несколько богаделен. Он мог сделать ещё очень и очень много, но в 1894-ом году внезапно умер в купе поезда, отправившись в поездку по России. Похоронили благотворителя в алтаре возведённого на его средства Троицкого собора.
Оставшись одна – детей у Морозовых не было - Елена Григорьевна рук не опустила и продолжила добрые дела мужа. Построила кожевенный завод и электростанцию в Бийске. Прибыль они приносили колоссальную, и Морозова щедро делилась ею с людьми, вкладывая деньги в строительство богоугодных заведений: главного храма Тихвинского женского монастыря, богадельни, домОвой церкви при мужском училище.
В 1902-ом году Елена Григорьевна стала председателем Бийского общества попечения о начальном образовании. Подарила ему участок земли под школу, обеспечивала детей формой и книгами. Благотворительница построила ремесленное училище имени Алексея и Елены Морозовых. Электростанция, возведённая ею, безвозмездно освещала храмы, школы и училища Бийска. Слава об этой великодушной женщине гремела далеко за пределами Алтая. Восхищённая трудами Морозовой великая княжна Мария Павловна прислала ей золотой браслет с сапфиром и бриллиантом.
Елена Григорьевна скончалась в 1908-ом году. Похоронили её рядом с мужем, в Троицком соборе. В 30-ые годы храм взорвали. Каким-то чудом могилы Морозовых сохранились. Фамильный склеп супругов обнаружили при раскопках в 2008-ом. А спустя три года в Бийске открыли историко-мемориальный комплекс в память об Алексее Фёдоровиче и Елене Григорьевне. Ровно на том месте, где в 19-ом веке находился алтарь, построенного ими Троицкого собора.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер