
Писать о святом князе Владимире очень трудно, — признаётся историк и писатель Алексей Карпов. И знает, о чём говорит: Алексей Юрьевич — автор большой исторической биографии Крестителя Руси. Эту нелёгкую, кропотливую и увлекательную работу он проделал на отлично. Не случайно издательство «Молодая гвардия» вот уже во второй раз выпускает книгу Алексея Карпова «Владимир Святой» в своей легендарной серии «Жизнь замечательных людей».
Насколько вообще уместно писать биографию святого? — возможно, спросит кто-то. Сам автор книги задаётся этим вопросом, и, в конце концов, приходит к выводу, что тщательное историческо-биографическое исследование жизни Владимира просто необходимо. В русской истории нет более значимого имени, чем Владимир Святой, — считает Алексей Карпов.
Автор кропотливо и скрупулёзно работал с самыми разными источниками. И не только с известными — такими, например, как знаменитый «Владимиров цикл», представляющий собой разные редакции жития князя, «Повесть временных лет» монаха Нестора или феодосиевское «Слово о крещении Владимира». Алексей Карпов старался не упустить из виду ни одного свидетельства, пусть даже косвенного, касающегося жизни князя. Он исследовал выписки из княжеских помянников, записи, сделанные при киевской Десятинной церкви. В результате получилось вполне академичное, но при этом написанное очень понятным живым и тёплым языком биографическое произведение, которое, без всякого преувеличения, читается как увлекательный роман.
Автору удалось нарисовать весьма яркий психологический портрет князя Владимира. Человек, в борьбе за власть, организовавший убийство собственного брата, язычник, не заботящийся о моральных принципах — таким видит Владимира читатель в первой части книги. И с изумлением наблюдает за его внутренними переменами после принятия святого крещения. Теперь Владимир строит храмы, заботится о бедных, милостиво относится к врагам. Такой удивительный пример духовного преображения автор биографии князя называет одним из ярчайших за всю нашу историю. И когда читаешь об этом, появляется надежда на то, что и сегодня такое вполне возможно. По крайней мере, автор, Алексей Карпов, искренне надеется, что его книга «Владимир Святой» поможет по-новому увидеть грандиозную фигуру Крестителя Руси и почувствовать, что прошлое гораздо ближе, чем кажется, и в дне сегодняшнем можно легко услышать его отголоски.
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема