
Труд прозаика Александра Шарова «Волшебники приходят к людям», с гениальными рисунками Ники Гольц, — вышел в свет, когда я только-только пошёл в школу, — то есть в самые что ни на есть советские, «застойные» годы.
Помню, как я читал — даже не всё понимая — с упоением. Прошло чуть менее полувека. И вдруг книга снова вышла — в новом времени, в новом веке — с теми же картинками. И как сказано в детской песне о ёлке — «...и вот она, нарядная, на праздник к нам пришла». И опять принесла много-много радости — во всех своих семнадцати главах: о Пушкине и Ершове, об Одоевском и Перро, об Экзюпери, Андерсене и Сервантесе. О педагоге и сказочнике Януше Корчаке, наконец.
...Она совсем не устарела, если не считать нескольких авторских отступлений, вроде пассажа о вступлении в октябрята (мой младший сын этого уже не понимает).
Но её главный посыл — влюбить читателя в сказку и сказочников — у Александра Шарова всё так же свеж и горяч. Вот, как в главе о Сергее Аксакове, о его едва ли не главной книге — «Детские годы Багрова-внука». Когда-то мы читали её вместе с моей бабушкой.
Откроем у Шарова главу об Аксакове. Читает Владимир Спектор:
«...Вспомните, как второклассника принимают в октябрята. Его просят рассказать о себе. Мальчик говорит, кем работают отец и мать, сообщает, когда он родился, и смущённо замолкает: „Вот и всё“. Учительница и ребята улыбаются, понимая, что больше рассказывать не о чем. Какие „события“ в жизни восьмилетнего человека?!
Но перечитайте „Детские годы Багрова-внука“. Когда читаешь эту книгу, и собственное твоё детство непременно всплывает из прежде тебе самому неведомых тайников памяти — всплывает, оживает... Перечитайте эту мудрую повесть, подумайте, и вы поймёте, что одно событие, и, может быть, важнейшее во всей жизни, — за плечами восьмилетнего ребёнка: он стал человеком. Что может быть значительнее? Как становятся человеком? Об этом и рассказывает книга Аксакова...»
Отрывок из книги прозаика Александра Шарова нам читал Владимир Спектор.
Именно у Шарова, которого не стало в 1984-м, человека, как я понимаю, совсем не религиозного, я впервые прочитал о том единственном народе, которому иной писатель, остро переживающий исторические трудности своего времени — может принести счастье. О Народе Детей. Конечно, тогда я и знать не знал о словах Спасителя «будьте как дети». Но вот — через книжку советского писателя Александра Шарова — они каким-то таинственным образом коснулись моей души.
Спасибо за переиздание этого раритета. На прощание Владимир Сектор прочитает из главы о Ершове, создателе «Конька-Горбунка» (и, добавлю от себя, — авторе христианской поэзии, которую мы слушаем в программе «Рифмы жизни»):
«...Не находя выхода своим силам в творчестве, Ершов всё полнее, головой и сердцем, уходит в учительскую работу... Когда говорят: человек с сердцем юноши, — это всем понятно и кажется прекрасным. Редко, непривычно, но, может быть, ещё более удивительно, когда появляется человек с детским сердцем — время рано перестаёт быть властным над ним. Таким был Пётр Ершов. Нельзя измерить, сколько радости и мудрости приносит в мир учитель, если это учитель „милостью Божьей“, как говорили в старину. Не всегда увидишь следы учителя на земле, и зёрна, посеянные им в душах, незримы. Но они непременно прорастут, пусть даже не в этом, а в следующих поколениях».
Из книги Александра Шарова «Волшебники приходят к людям», его большого труда о сказке и сказочниках — нам читал Владимир Спектор.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема