
В августе тысяча восемьсот восьмидесятого года в посёлке Стрельня (в настоящее время он входит в состав Санкт-Петербурга) начался сильный пожар. Шестнадцатилетний князь Александр Дмитриевич Львов взволнованно наблюдал за происходящим. Ветер с моря ещё сильнее раздувал огонь, дачные домики загорались один за другим и пылали, как факелы. Когда прибыли пожарные из Санкт-Петербурга, тушить уже было нечего: выгорело пол-Стрельны.
Александр хорошо запомнил этот печальный случай. Молодой князь проникся идеей организованной борьбы с пожарами. Для начала он решил создать профессиональную пожарную команду в Стрельне. Для этого выпросил у матушки участок земли, сам составил проект и соорудил пожарное депо с высокой каланчой. На личные средства князь Львов нанял частную пожарную дружину. В июне тысяча восемьсот восемьдесят первого года восемь огнеборцев с самым современным пожарным оборудованием заступили на вахту.
Мало кто поверил в серьёзность намерений юного князя. Многие восприняли эту затею Львова как очередную дворянскую забаву. Но со временем дело Александра Дмитриевича получило широкую известность и глубокую признательность. Ведь пожарная команда Львова тушила пожары не только в Стрельне, но и на всём протяжении дачного побережья Финского залива — до самого Ораниенбаума (современный город Ломоносов). Рослых львовских пожарных в медных касках, вооружённых баграми и топорами, можно было увидеть и в Петергофе, и в Лигове. Иногда огнеборцы Львова, только что потушив один пожар, не отдохнув, торопились на другой. Нередко на тушение выезжал и сам князь. Львов наравне со всеми не только тушил пожары, но и нёс караульную службу, занимался строевой подготовкой, уборкой помещений, уходом за лошадьми, чисткой конюшен.
На второй год существования Стрельнинской пожарной команды князь Львов установил первую пожарную сигнализацию в России: используя телеграфную сеть, соединили двенадцать электро-сигнальных аппаратов в наиболее населённых пунктах Стрельнинского района. Александр Дмитриевич стремился постичь все нюансы пожаротушения, всё новое и полезное сразу привносил в свою пожарную команду. По инициативе Львова в Петербурге с успехом прошла первая в стране Пожарная выставка, на которой были представлены передовые для своего времени средства и способы пожаротушения.
За десять лет пожарная команда Львова выросла до ста пятидесяти человек, за эти годы стрельнинские огнеборцы ликвидировали примерно двести крупных пожаров. Но главной целью Александра Дмитриевича было создание хорошо обученных и оснащённых пожарных команд по всей России. Он открыл школу для подготовки брандмейстеров — начальников пожарной части. Также он участвовал в съездах пожарных и страховых деятелей, занимался изданием пожарно-технической литературы и журнала «Пожарное дело», написанием учебных пособий. В тысяча восемьсот девяносто четвёртом году Львова избрали Председателем Российского Пожарного общества и вплоть до революции князь руководил всем пожарным делом в России.
Князь Александр Львов всю свою жизнь положил на служение ближнему, на спасение его жизни. И до сих пор создателя первой добровольной пожарной дружины не забыли на родине. В две тысячи десятом году Стрельнинскому пожарно-спасательному отряду присвоено имя князя Александра Дмитриевича Львова.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема