
В августе тысяча восемьсот восьмидесятого года в посёлке Стрельня (в настоящее время он входит в состав Санкт-Петербурга) начался сильный пожар. Шестнадцатилетний князь Александр Дмитриевич Львов взволнованно наблюдал за происходящим. Ветер с моря ещё сильнее раздувал огонь, дачные домики загорались один за другим и пылали, как факелы. Когда прибыли пожарные из Санкт-Петербурга, тушить уже было нечего: выгорело пол-Стрельны.
Александр хорошо запомнил этот печальный случай. Молодой князь проникся идеей организованной борьбы с пожарами. Для начала он решил создать профессиональную пожарную команду в Стрельне. Для этого выпросил у матушки участок земли, сам составил проект и соорудил пожарное депо с высокой каланчой. На личные средства князь Львов нанял частную пожарную дружину. В июне тысяча восемьсот восемьдесят первого года восемь огнеборцев с самым современным пожарным оборудованием заступили на вахту.
Мало кто поверил в серьёзность намерений юного князя. Многие восприняли эту затею Львова как очередную дворянскую забаву. Но со временем дело Александра Дмитриевича получило широкую известность и глубокую признательность. Ведь пожарная команда Львова тушила пожары не только в Стрельне, но и на всём протяжении дачного побережья Финского залива — до самого Ораниенбаума (современный город Ломоносов). Рослых львовских пожарных в медных касках, вооружённых баграми и топорами, можно было увидеть и в Петергофе, и в Лигове. Иногда огнеборцы Львова, только что потушив один пожар, не отдохнув, торопились на другой. Нередко на тушение выезжал и сам князь. Львов наравне со всеми не только тушил пожары, но и нёс караульную службу, занимался строевой подготовкой, уборкой помещений, уходом за лошадьми, чисткой конюшен.
На второй год существования Стрельнинской пожарной команды князь Львов установил первую пожарную сигнализацию в России: используя телеграфную сеть, соединили двенадцать электро-сигнальных аппаратов в наиболее населённых пунктах Стрельнинского района. Александр Дмитриевич стремился постичь все нюансы пожаротушения, всё новое и полезное сразу привносил в свою пожарную команду. По инициативе Львова в Петербурге с успехом прошла первая в стране Пожарная выставка, на которой были представлены передовые для своего времени средства и способы пожаротушения.
За десять лет пожарная команда Львова выросла до ста пятидесяти человек, за эти годы стрельнинские огнеборцы ликвидировали примерно двести крупных пожаров. Но главной целью Александра Дмитриевича было создание хорошо обученных и оснащённых пожарных команд по всей России. Он открыл школу для подготовки брандмейстеров — начальников пожарной части. Также он участвовал в съездах пожарных и страховых деятелей, занимался изданием пожарно-технической литературы и журнала «Пожарное дело», написанием учебных пособий. В тысяча восемьсот девяносто четвёртом году Львова избрали Председателем Российского Пожарного общества и вплоть до революции князь руководил всем пожарным делом в России.
Князь Александр Львов всю свою жизнь положил на служение ближнему, на спасение его жизни. И до сих пор создателя первой добровольной пожарной дружины не забыли на родине. В две тысячи десятом году Стрельнинскому пожарно-спасательному отряду присвоено имя князя Александра Дмитриевича Львова.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!