
Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Про изобретателя радио Александра Попова, говорили, что ему несказанно повезло с женой. Супруги познакомились по объявлению — отнюдь не брачному. Подружились. Дружба переросла в любовь. И если Попов оставил огромный след в истории, то его жена — след незримый, но бесценный. Как верный друг и помощник мужа во всём: и в жизни, и в работе.
Александр родился в Пермской губернии, в семье, где священники были в девяти поколениях. Окончил духовное училище и духовную семинарию в Перми. Но к 18-ти годам понял, что его призвание — физика, и уехал в Петербург поступать в университет. Денег на жизнь не хватало, студенту пришлось давать частные уроки. Однажды он прочёл объявление о том, что гимназистке Раисе Богдановой требуется репетитор. Александр стал учителем Раи, которая хотела получить профессию врача. Девушка ещё не окончила гимназию, когда скончался её отец. Семья осталась без средств, но Попов свою ученицу не бросил — занимался с ней бесплатно. Так начиналась их любовь. И одним из лучших дней в жизни Александра стал тот, когда Рая поступила на Высшие женские медицинские курсы.
Попов окончил университет в 1882-ом. Спустя год его пригласили работать в Кронштадт. Перед отъездом Александр обвенчался с Раей. А ещё через год у супругов родился сын. Раиса, получив диплом, устроилась работать в военно-морской госпиталь Кронштадта, а потом ещё и врачом в школу. Это было необходимо, поскольку Александр своё жалование целиком вкладывал в опыты по радиосигнализации. Семью, в которой появился уже второй сын, а потом и две дочери, поддерживали заработки Раисы. Но она никогда не жаловалась на трудности — понимала, как важны опыты Александра. А когда в 1895-ом году они завершились изобретением радио, и Попов стал переписываться с учёными многих стран, супруга, знавшая иностранные языки, помогала мужу: писала письма, переводила статьи.
Раиса старалась, чтобы Александр не отвлекался на быт. Она ушла из госпиталя и смогла больше времени посвящать детям. Отца они видели мало — он пропадал на работе, но обедал только дома, где его встречали жена, сыновья и дочери, счастливые тем, что пришёл папа. Попов, очень скучающий по семье, всегда с нетерпением ждал праздников, когда он полностью принадлежал своим домашним. Самым любимым было Рождество. Ёлку наряжали все вместе, делали игрушки, бенгальские свечи. Отец показывал детям фокусы, мама читала святочные истории. Покоем и счастьем называли свою жизнь Александр Степанович и Раиса Алексеева.
В 1903 году семья переехала в Петербург. Попов стал профессором Электротехнического института. Всё шло прекрасно, но Раису Алексеевну беспокоило то, что муж перегружен работой и совсем не думает о себе. Она уговорила Александра Степановича купить дачу. Поповы нашли участок возле города Удомля Тверской области и начали строить дом. Увы, пожить в нём Попову не пришлось. В один из декабрьских дней 1905-ого года учёный вернулся домой из института и потерял сознание. Приехавший по вызову терапевт поставил диагноз — кровоизлияние в мозг и вынес вердикт: «Больной безнадёжен. Надо подготовить жену». Раиса Алексеевна держалась так мужественно, что профессор принял её за лечащего врача. И поразился, услышав тихое: «Жена — это я». Вечером 31-ого декабря Попова не стало. Ему было всего 47 лет.
Раиса Алексеевна удар судьбы перенесла стойко. Она осталась одна с малолетними детьми, достроила дом, перевезла туда семью. Сыновья и дочери никогда не видели слёз матери. Понимая, как ей трудно, старались её радовать: музицировали, изучали иностранные языки, трудились в поле.
Замуж Раиса Алексеевна больше не вышла, осталась верна памяти мужа, равно как и клятве Гиппократа — лечила людей и основала в Удомле больницу, где работала врачом.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема