
По цветущему майскому саду Царскосельского лицея разносился звонкий юношеский голос. Лицеисты собрались вокруг своего однокашника Саши Пушкина, а он, стоя на большом пне, как на сцене, с упоением читал им свои новые стихи. Стихи были весёлые — в толпе студентов то и дело раздавался одобрительный хохот и аплодисменты.
Из первого ряда слушателей на Пушкина внимательно смотрел невысокий молодой человек. Ему нравились Сашины стихи, и он улыбался и аплодировал вместе со всеми. Молодой человек учился классом младше Пушкина, и, кстати, был его тёзкой. Его тоже звали Саша. Саша Безак. Он стоял, и думал о том, что Пушкин непременно станет большим поэтом, и в душе искренне желал ему успеха.
Александр Павлович Безак, в отличие от Пушкина, выбрал военную стезю. Во время Русско-Турецкой войны он сражался на передовой, а в минуты опасности молился Богу и вспоминал стихи своего, теперь уже прославленного, лицейского приятеля: «Ты браней меч извлёк и клятву дал святую / От ига оградить страну свою родную».
Эти строки стали для Безака своего рода девизом. Он участвовал во всех военных кампаниях того времени, и в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году за безупречную многолетнюю службу был произведён в генералы от артиллерии. А спустя ещё четыре года указом императора Александра Второго, Безака назначили генерал-губернатором Оренбургского края.
Оренбуржцы поначалу настороженно отнеслись к новому губернатору. Но уже совсем скоро стало понятно: за резкими солдатскими манерами скрывается по-настоящему доброе сердце. Генерал-губернатор быстро вник во все самые насущные проблемы. То, чего горожане от прежних властей не могли добиться десятилетиями, Александр Павлович смог воплотить буквально в течение года. Появились мостовые, тротуары, общественные бани, а главное — город наконец-то получил водопровод! У таких скорых преобразований был свой секрет: большинство из них Безак осуществлял не за казённый, а за собственный счёт. Распространяться об этом он не любил, но слухи о его добрых делах всё равно просачивались в народ, и оренбуржцы не уставали молиться о здравии своего губернатора.
«Всегда суровый на вид, этот труженик был благодушен, внимателен к нуждам подчиненных и искренне готов каждому помочь и сделать доброе. Примерный семьянин, гостеприимный хозяин, он был симпатичен, и в крае едва ли найдется человек, который о Безаке в этом отношении скажет иначе», — вспоминал писатель-историк Фёдор Лобысевич.
По праздникам в большом особняке Безаков давались приёмы. Это были очень необычные вечера — на них можно было встретить и знатную даму в кринолине, и крестьянку в пёстром сарафане: двери были открыты для представителей всех сословий. Часто устраивали Безаки и благотворительные поэтические вечера, по возможности приглашая на них знаменитых поэтов, а выручку с билетов передавали на нужды городских учебных заведений и храмов.
Вместе со своей супругой, Александр Павлович учредил в Оренбурге Общество вспомоществования бедным. Он первый внёс пожертвование в его кассу, подав пример многим состоятельным жителям города. Вскоре Общество уже могло обеспечивать бедняков пособиями, бесплатным медицинским обслуживанием и обедами. Словом, оренбуржцам было, из-за чего грустить, когда их губернатора неожиданно перевели в Киев.
На посту Киевского генерал-губернатора Александр Павлович проявил себя столь же добрым, щедрым и милосердным человеком. Он осуществил масштабную программу по восстановлению ветхих православных храмов и строительству новых, добился назначения денежных пособий православному духовенству.
Александр Павлович стал постоянным жертвователем Киево-Печерской Лавры. Там нашёл он и свой последний приют — в тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году, во время деловой поездки в Петербург, Безак скончался и был похоронен в Киеве. Россия потеряла выдающегося военного и государственного деятеля, а два её города — по-настоящему родного человека. В память об Александре Павловиче, в Оренбурге и Киеве появились улицы, названные в его честь.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема