Сколько произведений искусства, научных открытий, технических изобретений появилось на свет не потому, что их авторы жаждали денег и славы. Люди творили чудеса во имя любви. Вот и Александра Белла –создателя телефона, вдохновляла любовь к Мейбл Хаббард.
Александр с юности занимался изобретениями. И все они были направлены на то, чтобы облегчить жизнь глухонемым людям. Три поколения женщин семьи Белл страдали глухотой. А мужчины – дед и отец Александра занимались обучением неслышащих. Маленького Алека привлекала работа отца по фонетике и дикции, у мальчика возник стойкий интерес к воспроизведению звуков. Это и привело Белла к изобретению телефона.
Александр получил образование в университетах Эдинбурга и Лондона. По настоянию врачей семья Беллов переехала в Канаду, а сам Александр оказался в Америке и основал в Бостоне собственную школу для глухонемых. Одной из учениц Алека была 15-летняя Мейбл Хаббард. В детстве она перенесла скарлатину, болезнь дала осложнение, и девочка перестала слышать. Белл не мог побороть глухоту своей ученицы, но он сумел научить её говорить. Молодые люди полюбили друг друга. Однажды Алек сказал Мейбл, что у неё прекрасный голос. Это до слёз потрясло девушку, и было равнозначно признанию в любви.
Но объясняться следовало не с Мейбл, а с её родителями. Те - люди состоятельные - и слушать небогатого Александра не захотели, хоть он и обещал им обеспечить будущее Мейбл. Отец девушки запретил Беллу даже приближаться к своей дочери. И всё же молодые люди тайно встречались. А когда секрет открылся, учителя изгнали из дома. Мейбл под давлением матери написала Беллу письмо, в котором объявляла, что больше не хочет его видеть. Это было неправдой, на которую Александр ответил: «Вы не знаете, вы и догадаться не можете, как сильно я люблю вас». Алек пообещал больше не искать с Мейбл встреч. Но обещание своё нарушил, явился в дом Хаббардов и снова был изгнан. Чтобы доказать родителям девушки свою состоятельность Белл и соорудил опытный образец первого в мире телефона. Александр завоёвывал любовь Мейбл и, в конце концов, победил. Хаббард-старший сдался, настояв, правда, на том, чтобы Алек запатентовал своё изобретение. В день, когда Мейбл исполнилось 18, она обручилась с Александром. Но жених не спешил со свадьбой, решив, что сначала он должен заработать небольшой капитал. Это случилось через полтора года, а пока Мейбл говорила маме: «Каждый день я узнаю его с новой стороны, нахожу что-то, что люблю и чем восхищаюсь».
Они обвенчались в 1877 году. На свадьбу Александр подарил жене серебряный кулон в форме телефонного аппарата. Супруги уехали в свадебное путешествие по Европе. Практичный Алек уложил в чемодан своё изобретение и показывал его европейцам. В Англии он умудрился устроить демонстрацию телефона даже членам королевской семьи, чем привёл их в восхищение.
Изобретение телефона сделало Белла миллионером. Но он продолжал работать, часто ездил в командировки и писал жене: «Я не выношу, когда тебя нет рядом. Давай решим этот вопрос раз и навсегда: мы всё время должны быть вместе». Вместе они были 45 лет. У супругов родились две дочки и два сына. Но мальчики умерли ещё младенцами. Родители были в отчаянии. А позже стойкая Мейбл писала: «Они всё-таки были у меня, и теперь моя жизнь кажется мне более счастливой лишь благодаря осознанию того».
Супруги жили дружно. Единственным камнем преткновения в семье стал рабочий график Белла. Александр умел трудиться только по ночам. Он пытался изменить свой режим, но тщетно. Пожалуй, это единственное, чего Белл не сумел сделать для своей жены.
Уже умирая, он улыбнулся Мейбл. Она попросила: «Не покидай меня». Он ответил: «Никогда». А через два дня Америка и Канада на минуту выключили свои телефоны в знак траура по Александру Беллу и уважения к Мейбл, ради которой и была придумана чудо-игрушка – телефон.
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.