— Маргарита Константиновна, здравствуйте, как хорошо, что я вас встретил! Я на днях прочитал в интернете историю одной картины, и так захотел рассказать её вам!
— Здравствуй, Ванечка. С удовольствием послушаю.
— Помните работу Альбрехта Дюрера «Руки молящегося»?
— Конечно, прекрасно помню. Я видела это произведение шестнадцатого века в галерее «Альбертина» в Вене, столице Австрии. Но можно освежить изображение в памяти, найти его в интернете. Вот, пожалуйста. Небольшой рисунок, чуть меньше современного альбомного листа, выполнен белилами и серой краской на бумаге, покрытой синим грунтом. Молитвенно сложенные ладони прорисованы с анатомической точностью, мягкие манжеты рукавов у запястий — ничего лишнего, всё кратко и ёмко. А что интересного ты узнал об этой работе?
— Представляете, оказывается, Альбрехт Дюрер посвятил её своему брату Альберту! Они оба мечтали стать художниками, но отец не мог оплатить их обучение — ведь в семье было восемнадцать детей, и денег не хватало. Тогда братья бросили жребий. Альбрехту выпало учиться в Нюрнбергской художественной академии, а Альберту — идти в шахту, чтобы заработать на это денег. Когда же счастливчик получил образование и разбогател, он предложил оплатить учебу своему благодетелю. Но Альберт ответил, что стать художником уже не сможет — ведь за четыре года тяжелой работы его пальцы огрубели. Натруженные руки брата и нарисовал Альбрехт.
— Легенда красивая. Но, к сожалению, она не может быть правдой.
— Почему?
— Потому что она противоречит историческому документу — автобиографии Альбрехта Дюрера. Там написано, что отец и мать художника действительно родили восемнадцать детей. Но до взрослого возраста дожили только трое — сам Альбрехт, Эндрес и Ганс. Брата по имени Альберт у Дюрера не было.
— Но может быть, Эндрес или Ганс помогли Альбрехту стать художником?
— Эндрес был младше Альбрехта на тринадцать, а Ганс — на девятнадцать лет, так что оказать ему помощь в юности они никак не могли. Да в этом и не было необходимости. Отец мальчиков работал ювелиром и мог позволить себе оплатить учёбу сына. Что он и сделал. Правда, учился Альбрехт не в Нюрнбергской художественной академии — она открылась спустя полтора века после его смерти, а в частной школе опытного живописца Михаэля Вольгемута.
— Но чьи же руки тогда изобразил Дюрер?
— Вероятнее всего, свои собственные. Эти узкие ладони с длинными пальцами и тонкими запястьями вполне узнаваемы. Такой же чуть искривлённый мизинец можно увидеть на автопортретах Альбрехта Дюрера. Специалисты считают, что художник прикладывал левую руку к зеркалу, а правой срисовывал её вместе с отражением.
— А зачем ему это было нужно?
— Вероятнее всего, этюд служил упражнением для написания алтарной иконы, над которой Дюрер работал в том же 1508 году. Образ Богородицы в окружении святых заказал меценат Якоб Геллер для монастыря во Франкфурте-на-Майне. Несколько персонажей этого произведения изображены с молитвенно сложенными руками.
— А ведь и впрямь похоже, что рисунок «Руки молящегося» — это фрагмент иконы!
— Похоже. В жесте, запечатлённом Дюрером, есть тёплое чувство к Богу. Произведение «Руки молящегося» способно вызвать молитвенное настроение. Недаром в девятнадцатом веке оно стало иллюстрацией в нескольких западных изданиях Библии. Открытки с репродукцией рисунка христиане в Европе дарили друг другу на праздники и помещали в домах рядом с иконами.
— Надо, пожалуй, повесить репродукцию рисунка над письменным столом. Я немного расстроился, когда узнал от вас, что история про Альбрехта Дюрера и его брата — всего лишь легенда. А потом понял, что ценности произведения это нисколько не уменьшает.
— Согласна! И если у тебя будет возможность побывать в Австрии, обязательно зайди в Венскую галерею «Альбертина». Там ты увидишь подлинник картины «Руки молящегося» и с особой силой почувствуешь, почему она уже несколько веков остаётся символом обращения к Богу.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.