— Маргарита Константиновна, здравствуйте, как хорошо, что я вас встретил! Я на днях прочитал в интернете историю одной картины, и так захотел рассказать её вам!
— Здравствуй, Ванечка. С удовольствием послушаю.
— Помните работу Альбрехта Дюрера «Руки молящегося»?
— Конечно, прекрасно помню. Я видела это произведение шестнадцатого века в галерее «Альбертина» в Вене, столице Австрии. Но можно освежить изображение в памяти, найти его в интернете. Вот, пожалуйста. Небольшой рисунок, чуть меньше современного альбомного листа, выполнен белилами и серой краской на бумаге, покрытой синим грунтом. Молитвенно сложенные ладони прорисованы с анатомической точностью, мягкие манжеты рукавов у запястий — ничего лишнего, всё кратко и ёмко. А что интересного ты узнал об этой работе?
— Представляете, оказывается, Альбрехт Дюрер посвятил её своему брату Альберту! Они оба мечтали стать художниками, но отец не мог оплатить их обучение — ведь в семье было восемнадцать детей, и денег не хватало. Тогда братья бросили жребий. Альбрехту выпало учиться в Нюрнбергской художественной академии, а Альберту — идти в шахту, чтобы заработать на это денег. Когда же счастливчик получил образование и разбогател, он предложил оплатить учебу своему благодетелю. Но Альберт ответил, что стать художником уже не сможет — ведь за четыре года тяжелой работы его пальцы огрубели. Натруженные руки брата и нарисовал Альбрехт.
— Легенда красивая. Но, к сожалению, она не может быть правдой.
— Почему?
— Потому что она противоречит историческому документу — автобиографии Альбрехта Дюрера. Там написано, что отец и мать художника действительно родили восемнадцать детей. Но до взрослого возраста дожили только трое — сам Альбрехт, Эндрес и Ганс. Брата по имени Альберт у Дюрера не было.
— Но может быть, Эндрес или Ганс помогли Альбрехту стать художником?
— Эндрес был младше Альбрехта на тринадцать, а Ганс — на девятнадцать лет, так что оказать ему помощь в юности они никак не могли. Да в этом и не было необходимости. Отец мальчиков работал ювелиром и мог позволить себе оплатить учёбу сына. Что он и сделал. Правда, учился Альбрехт не в Нюрнбергской художественной академии — она открылась спустя полтора века после его смерти, а в частной школе опытного живописца Михаэля Вольгемута.
— Но чьи же руки тогда изобразил Дюрер?
— Вероятнее всего, свои собственные. Эти узкие ладони с длинными пальцами и тонкими запястьями вполне узнаваемы. Такой же чуть искривлённый мизинец можно увидеть на автопортретах Альбрехта Дюрера. Специалисты считают, что художник прикладывал левую руку к зеркалу, а правой срисовывал её вместе с отражением.
— А зачем ему это было нужно?
— Вероятнее всего, этюд служил упражнением для написания алтарной иконы, над которой Дюрер работал в том же 1508 году. Образ Богородицы в окружении святых заказал меценат Якоб Геллер для монастыря во Франкфурте-на-Майне. Несколько персонажей этого произведения изображены с молитвенно сложенными руками.
— А ведь и впрямь похоже, что рисунок «Руки молящегося» — это фрагмент иконы!
— Похоже. В жесте, запечатлённом Дюрером, есть тёплое чувство к Богу. Произведение «Руки молящегося» способно вызвать молитвенное настроение. Недаром в девятнадцатом веке оно стало иллюстрацией в нескольких западных изданиях Библии. Открытки с репродукцией рисунка христиане в Европе дарили друг другу на праздники и помещали в домах рядом с иконами.
— Надо, пожалуй, повесить репродукцию рисунка над письменным столом. Я немного расстроился, когда узнал от вас, что история про Альбрехта Дюрера и его брата — всего лишь легенда. А потом понял, что ценности произведения это нисколько не уменьшает.
— Согласна! И если у тебя будет возможность побывать в Австрии, обязательно зайди в Венскую галерею «Альбертина». Там ты увидишь подлинник картины «Руки молящегося» и с особой силой почувствуешь, почему она уже несколько веков остаётся символом обращения к Богу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер