Альберт Сейбин — изобретатель вакцины от полиомиелита, которая стала народным достоянием и спасла миллионы жизней.
Альберт изначально собирался стать дантистом, но, прочитав научно-популярную книгу Поля де Крюи «Охотники за микробами», решил изучать бактерии, микробы и вирусы. Поступил на кафедру вирусологии, иммунологии и микробиологии. Параллельно устроился лаборантом в Гарлемскую больницу на Манхэттене. Альберт работал там под руководством доктора Уильяма Парка — мирового светила в области микробиологии, разработчика вакцины против дифтерии. В 1938 году Альберта пригласили на работу в Исследовательский центр детской клиники Цинциннати, где он и создал позднее вакцину от полиомиелита.
Что говорил о вакцине сам Альберт Сейбин, отказавшийся от патента, который гарантированно мог принести ему миллионы долларов?

28 октября 1956 года в прямом эфире одной из самых популярных телепередач Соединённых Штатов Америки — «Шоу Эда Салливана», легендарный певец, «король рок-н-ролла» Элвис Пресли перед многомиллионной аудиторией телезрителей... привился от полиомиелита! Опасное заболевание, результатом которого становился паралич внутренних органов и конечностей, в 50-е годы ХХ века приобрело в США масштабы эпидемии. Полиомиелитом переболел даже президент Франклин Рузвельт, и после этого остаток жизни провел в инвалидном кресле. Элвис с экрана хотел вдохновить американцев, чтобы они вслед за ним тоже сделали прививку, которая могла спасти жизнь. И сработало! На следующий день перед процедурными кабинетами поликлиник выстроились длинные очереди. Но всё же победителем полиомиелита был не Элвис Пресли. А человек, который изобрёл вакцину от этой болезни — американский медик, учёный-вирусолог Альберт Сейбин.
Он собирался стать дантистом. Так хотели его родные. Дядя Альберта открыл в Нью-Йорке стоматологический кабинет и неплохо зарабатывал. Мечтал, что племянник выучится и будет ему помогать. Он оплатил Альберту учёбу в школе стоматологии, которую молодой человек посещал безо всякого энтузиазма. Именно тогда — в 1926-м году — американский микробиолог и бактериолог Поль де Крюи выпустил свою научно-популярную книгу «Охотники за микробами». Она стала бестселлером, которым зачитывались даже те, кто был далёк от медицины. А уж Сейбин, студент-медик, просто не мог пройти мимо. И так уж получилось, что книга эта раз и навсегда изменила его жизнь.
Альберт решил изучать бактерии, микробы и вирусы. Дядя неожиданное увлечение племянника не одобрил, и лишил его материальной поддержки. Но юношу это не остановило. Он бросил стоматологию и выиграл грант на обучение в Школе медицины при Нью-Йоркском университете. Поступил на кафедру вирусологии, иммунологии и микробиологии. Параллельно устроился лаборантом в Гарлемскую больницу на Манхэттене. Альберт работал там под руководством доктора Уильяма Парка — мирового светила в области микробиологии, разработчика вакцины против дифтерии. Сейбин занимался типированием пневмонии — то есть, по анализам пациента определял возбудителя заболевания. Однако методика, которая использовалась в лаборатории, показалась Альберту несовершенной. И он придумал собственную. Доктор Парк высоко оценил идею своего подчинённого. И в одном из крупных медицинских журналов опубликовал статью о «методе Сейбина». Публикация принесла Альберту известность. Настолько широкую, что на выпускном экзамене Сейбину достался билет с вопросом о типировании пневмонии по его собственному методу.
В 1938 году Альберта пригласили на работу в Исследовательский центр детской клиники Цинциннати. Там виднейшие учёные Америки уже несколько лет исследовали полиомиелит и искали способы борьбы с этой болезнью. Сейбин активно включился в процесс. Он буквально жил в лаборатории. И скоро упорная работа принесла первые плоды. Альберту удалось установить, что вирус полиомиелита проникает в организм через желудочно-кишечный тракт. Теперь можно было создавать вакцину.
Сейбин изобрёл её в 1955 году. Сначала принял сам. Убедился в безопасности. И только потом начал более масштабные испытания. Эффект оказался потрясающим! Вакцинированные получали стойкий долговременный иммунитет к полиомиелиту. Коллеги поздравляли Альберта: теперь он станет миллионером! Но Сейбин всех удивил. Он... отказался от патента на своё изобретение. Вакцина стала народным достоянием и в 60-е годы спасла миллионы жизней. У Альберта Сейбина часто спрашивали, почему он отказался от патента, который гарантированно принёс бы ему огромные деньги. И учёный отвечал: «Это — мой подарок всем людям мира».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер