Село Албазино́, расположенное на Амуре, недалеко от слияния рек Шилки и Аргуни, насчитывает несколько сотен жителей. Но при всей малости своей село это в свое время стояло, если можно так выразиться, на острие русско-китайских отношений.
В 1651 году Ерофей Хабаров занял укрепленное поселение даурского князька Албазы (отсюда и пошло дальнейшее название - Албазин). Спустя 30 лет образовалось Албазинское воеводство, ставшее важным центром Приамурья. Что крайне не нравилось соседнему Китаю, имевшему виды на тутошние земли.
И в 1685 году император Сю-ань-е направил к Албазину армию с требованием русским уйти с Амура. Короче, как в известной песне «Три танкиста»: «В эту ночь решили самураи перейти границу у реки». Только тут были не самураи, а китайцы. И в июне началась осада Албазина. Перед этим же китайцы захватили несколько десятков русских и вывезли их в Китай, где поселение албазинцев сохранилось до сих пор, но об этом – отдельный рассказ.
Вернемся к осаде, которая была недолгой. Албазин к военным действиям оказался не готов, и русские были вынуждены покинуть разрушенное поселение и уйти. А китайцы оплошали. Они окончательно разрушили Албазин и сочли миссию выполненной. И тоже ушли. А зря.
Потому что русские вернулись спустя месяц и к зиме выстроили солидную и хорошо вооруженную крепость с серьезными запасами продовольствия.
Китайцы спохватились и спустя год, летом 1686-го, вновь начали осаду Албазина. С задачей взять крепость и укрепиться в ней для дальнейшего движения на русские земли. Только вот на этот раз получилось по популярной русской присказке – «накося выкуси». Осада – жестокая, кровавая и цинготная – длилась до зимы. У русских потери составили около 700 человек. У китайцев – порядка 2,5 тысяч. Но разрушенная крепость не сдалась, а китайцы вынуждены были отойти.
А тут и дипломаты подоспели. И спустя 3 года, в 1689-м, меж Русью и Китаем подписан был так называемый Нерчинский договор, согласно коему Албазин подлежал разрушению, но китайцам этим же договором было запрещено заселять Албазинские земли, что фактически ограничило экспансию Китая на южный берег Амура.
А славный Албазин возродился уже в 19-м веке.
И стоит до сих пор как село Албазино.
«Журнал от 27.12.2024». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров обсуждали то, как подводить итоги уходящего года и за что можно было бы поблагодарить этот год и Бога.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
Василий Поленов. «Осень в Абрамцеве»
— Как я рада, Андрей, что мы выбрались с тобой сюда, под Тулу, в усадьбу Поленово! Отрадно побродить в тишине по тропинкам заповедника, насладиться картинами Василия Поленова в его доме-музее. Жалко, что заканчивается такой прекрасный день! Куда бы ещё нам съездить в следующие выходные?
— Вот, картина на стене подсказывает, сестрёнка, что можно махнуть в Абрамцево. Это в шестидесяти километрах от Москвы.
— Полотно называется «Осень в Абрамцеве». Удивительный пейзаж — яркий, сочный! Художник запечатлел то, что называют буйством осенних красок. В речушке отражаются зелёные ели, золотые берёзы, красные осины. Благодаря богатой палитре лесной уголок выглядит уютным. В Абрамцево правда так красиво осенью?
— В любое время года! Недаром в конце девятнадцатого века усадьба служила источником вдохновения для многих художников. В имении, принадлежавшем меценату Савве Мамонтову, любили бывать Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, братья Васнецовы.
— И Василий Поленов тоже?
— Безусловно! В жизни этого живописца Абрамцево сыграло особую роль. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Натальей Якунчиковой. Она была двоюродной сестрой хозяйки поместья, Елизаветы Григорьевны.
— Это в каком году было?
— В 1881-ом. Мамонтовы тогда как раз задумали поставить в своём имении церковь, и гости-художники с воодушевлением принялись за реализацию этой идеи. Принимали участие в общей работе и Василий Дмитриевич с Натальей. Поленов делал эскизы хоругвей — церковных знамён, а Наталья вышивала лики святых по его прорисям. И полюбила художника всем сердцем.
— Первая полюбила?
— Да. За несколько лет до встречи с Натальей Василий пережил трагедию — любимая им девушка, княжна Маруся Оболенская, скоропостижно скончалась. После этого он как будто запер сердце на замок. И не сразу заметил, каким восторженным взором смотрит на него юная вышивальщица.
— Но все-таки откликнулся на её чувства?
— Откликнулся, да. В 1882 году Василий и Наталья повенчались в том самом храме, над благоустройством которого трудились.
— Картина «Осень в Абрамцеве» именно тогда была написана?
— Нет, через несколько лет. Это полотно связано со скорбной страницей биографии Поленовых. В 1886 году Василий и Наталья похоронили своего первенца, двухлетнего Федюшку. Друзья настояли, чтобы художник с женой приехали в Абрамцево. Там супруги, переживая горе, уединялись в лесном уголке, который мы видим на изображении.
— И Поленов находил в себе силы работать над полотном?
— Нет, тогда работать у художника не получалось. Он сделал несколько набросков, и лишь спустя годы, в 1890-ом, написал по ним картину. Между собой Поленовы называли её «Федюшкино воспоминание».
— Удивительно, но работа получилась светлой.
— Василий Поленов прошёл нелёгкий путь преодоления горя. Он черпал силы в вере в Бога, в любви к своей жене, в творчестве, в заботе о новых родившихся детях. И весь этот опыт отразился в произведении «Осень в Абрамцеве». Пусть от тёмных зарослей хвои на изображении веет тревогой, но алые сполохи осин рассеивают её, словно вспышки радости. А щедрое золото берёз шепчет о том, что Божия благодать врачует любые раны.
Картину Василия Поленова «Осень в Абрамцеве» можно увидеть в усадьбе Поленово — Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова, в Тульской области.
Все выпуски программы: Краски России
Что дает крестный ход? Оксана Кавальская
Однажды я решилась принять участие в крестном ходу. Зачем? Ответы я получала постепенно. А тогда, когда покупала билеты до Екатеринбурга, откуда стартовал крестный ход, посвящённый 100-летию со дня расстрела царской семьи, просто какое-то внутреннее чувство подсказывало, что надо обязательно идти.
Меня ожидали 3 дневных перехода по 30-40 километров и один ночной — протяжённостью в 25 километров. Будучи мастером спорта по конкуру, я постоянно принимала участие в соревнованиях и очень много тренировалась, поэтому была уверена в своей выносливости. Думала, я легко одолею эти нагрузки. Полагала, что главное тут — желание.
Однако, на первом же переходе осознала свою ошибку: выяснилось, что вся моя спортивная подготовка — ничто, ведь нагрузки здесь совсем другие. Было очень тяжело, ноги предательски болели, казалось, абсолютно во всех местах. Но сдаваться я не собиралась. Пока шли, все пели Иисусову молитву. Из-за усталости, которая возрастала с каждым шагом, трудно было на ней сосредоточиться. Когда становилось особенно непросто, на ум постоянно приходили две фразы: «все могу в укрепляющем меня Господе» и «сила моя в немощи совершается». Видимо, не просто так.
Что меня поразило: Иисусова молитва продолжала звучать и когда мы дошли до привала. Только уже где-то глубоко внутри. Такая молитва, исходящая без каких бы то ни было усилий, была в моей жизни впервые.
Крестный ход продолжился. Обычно переход занимал почти весь день. Мы проходили вдоль шоссе и по селам. Иногда местные жители, видя нас, оставляли свои дела и выходили навстречу. Кто-то крестился, у кого-то наше появление вызывало слёзы умиления, а кто-то и присоединялся к нам! Я чувствовала, что, пусть и на мгновение, но с Божией помощью получилось коснуться сердец этих людей.
Дошли до места ночлега. Отслужили молебен. После ужина еще долго сидели за чаепитием. И так хорошо было в этом теплом, уже сдружившимся коллективе. Ведь весь путь мы творили молитву соборно. И можно сказать, были тогда малой церковью. Поддерживали, терпели немощи друг друга. Я чувствовала себя такой счастливой. Оказалось, счастье не зависит от материальных факторов, а настоящая радость возможна только в Боге — когда чувствуешь Его присутствие рядом.
Этот крестный ход дал мне не один ответ на вопрос, зачем столько людей из года в год совершают такие подвиги, почему крестные ходы становятся все масштабнее? И хочу поделиться своим мнением.
Лично я научилась с Божьей помощью преодолевать себя. Убедилась в том, что ничего невозможного для Бога нет. Силы, вопреки отсутствию отдыха, появляются в тот момент, когда от усталости хочется упасть. И я уверенна, что это — именно помощь Господа!
Я впервые ощутила, как молитва исходит из сердца, наполняет его светом общения с Богом. И все бытовые проблемы становятся незначительными.
Прежде мне казалось, что физическая нагрузка при многодневном переходе забирает силы, но сейчас я поняла, что участие в крестном ходу наоборот, наполняет! Жизнью.
Это — мои открытия. Думаю, вот такие навыки, получаемые в крестных ходах, и побуждают людей участвовать в них из года в год.
Автор: Оксана Кавальская
Все выпуски программы Частное мнение