Если кому-то охота испытать на себе всю силу первой седмицы Великого Поста — поезжайте на Афон, в Пантелеимонов монастырь. Когда нам принесли расписание служб — я вздохнул с облегчением. Первая служба — полунощница и утреня — в 8 утра! Нет, ну вы только себе представьте! В 8 утра! Постом! У нас на приходе и то раньше служат — в 7 начинают: а тут — 8 утра! Афон! Глазам не верю! Неужели монахи совсем обленились? Следующая — вообще странно: в 16 — часы, третий и шестой. Что? Еще и третья служба есть? Вечерня — в 19? А это что такое? Четвертая служба? Во сколько — во сколько? Половина одиннадцатого? Что-то я вообще ничего не понимаю.
Ах, вот оно что: это не наше время, а византийское. По отношению к обычному — минус шесть часов. То есть первая служба — не в 8 утра, а в 2 часа ночи? И весь день — с небольшими перерывами — сплошные богослужения — до самого вечера?... Это звучит — почти как приговор. Что же, на то и приехали.
Понедельник пролетел быстро и почти незаметно. Организм, на бреющем полёте после недавнего заговления, особо-то и не заметил самого строгого дня — без пищи и без воды — как и предписано монастырским уставом. Мышцы толком ещё тоже не поняли, что поклоны — это надолго, и чувствуют себя вполне комфортно. Всё самое интересное начнётся чуть позже.
На следующий день — а это вторник — начинается самый настоящий бунт организма. Во-первых, он хочет спать. Во-вторых, он очень ждёт, что его накормят. В третьих, да сколько же можно эти поклоны бить? Непривычные нагрузки нервируют мышцы — которые требуют покоя и отдыха. В конце вечерни, которая по-нашему заканчивается где-то около двух часов дня, я слышу нечто, что рождает целый букет эмоций: будет трапеза! Вы слышали — трапеза! Во вторник первой седмицы! На Афоне! Да быть такого не может! Хороши монахи подвижники, ничего не скажешь! Однако все и правда, прямиком из храма направляются в огромную трапезную, некогда кормившую целую тысячу монашествующих. Лишь переступив порог, нос улавливает какой-то очень знакомый — но непонятный пряный запах. На столах — перевёрнутые миски и кружки из нержавейки, закрытые кастрюли и такие же металлические противни — тоже закрытые. Из-под крышек медленно просачиваются струи ароматного пара. «Ну надо же! Что происходит? Что же там в кастрюле? Суп? Каша? Овощи? Хоть без масла, надеюсь?» — проносятся в моей голове очень благочестивые мысли несостоявшегося постника. Однако мысль о том, что изголодавшийся желудок получит какой-то горячей пищи — уже греет сердце. После молитвы — открываю кастрюлю — и — о ужас! — ничего в ней не вижу — кроме пустой воды. Как? А откуда запах? Смотрю на соседей — они уверенно набирают половником эту воду себе в миски — открывают поддоны — а там лежат крупно нарезанные куски ржаного хлеба. Наливаю себе в миску — пробую — оказывается, это не просто кипяток: это отвар — а, понял! — лаврового листа, слегка подсоленный.
Да, вот уж супчик — так супчик! «Кипяточку не хотите?» — подходит дежурный монах, предлагая горячий чайник. Вот тебе и трапеза: ломоть хлеба — с горячей водичкой.
Оказывается, это давняя святогорская традиция: на первой седмице давать настой лаврового листа — который хорошо помогает перестроиться пищеварению — и при этом не нарушить строгости поста.
Вот куда надо было отправлять солдата из сказки про кашу из топора: к русским монахам — они и без масла и прочих продуктов веками успешно варят супчик из одной лаврушки!
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»