Мы так привыкли жить по системе «каждый день – это сутки, состоящие из 24 четырех часов», что с трудом можем представить себе иную временную систему. А ведь она есть! И в соответствии с этой самобытной системой исчисления времени живет пусть и маленькое, но все же государство.
Речь идет об Афоне – монашеской республике, расположенной на севере Греции. Население Афона почти полностью состоит из монахов, которые живут в двадцати крупных монастырях и множестве более мелких скитов и келий. Монахи обитают на Афоне в течение многих веков и в течение всего этого времени пользуются правом самостоятельно определять условия жизни на полуострове – сегодня, чтобы попасть на Афон нужна особая виза, там действует своя таможня, которая следит, чтобы с полуострова не увезли ценные реликвии. Кроме того, Афон в течение всего своего существования как государство монахов живет по так называемому «византийскому времени».
Что оно собой представляет? Сутки согласно византийскому времяисчислению делятся также на 24 часа. Но момент начала византийских суток постоянно меняется и зависит от заката солнца. С точки зрения древних византийцев и современных афонских монахов время 0 часов 0 минут наступает тогда, когда солнечный диск полностью скрывается за горизонтом. Понятное дело, что в силу природных особенностей световой день в зависимости от времени года то увеличивается, то уменьшается, и время заката также постоянно из-за этого меняется. Поэтому афонские монахи вынуждены практически ежедневно подкручивать стрелки часов так, чтобы полночь наступала именно в момент заката. В силу того, что Афон постоянно живет в соответствии с такой византийской традицией, его время летом отличается от материкового (времени Греции) на три часа, а зимой – на целых семь.
Помню, когда я впервые оказался на Афоне, то был византийским временем полностью дезориентирован. Мое появление на полуострове состоялось вечером. Утром я собирался пойти на монастырское богослужение. Потому спросил местного монаха, когда нужно будет завтра утром прийти в храм. Он ответил мне – в 7 утра. В семь – так в семь, - подумал я и преспокойно улегся спать. В четыре утра меня разбудил стук в дверь.
Стучал еще один монах. Я спросил его, в чем дело? И между нами произошел вот такой диалог. - В чем-в чем?! В храм пора! - Как в храм? Ведь сейчас только четыре! – Уже четыре! Служба начинается! Так ничего и не поняв, я поспешил в монастырскую церковь. Там действительно начиналось богослужение. После него я стал выяснять, почему начало было объявлено на семь, а на самом деле служба началась в четыре. Причина, естественно, состояла в том самом византийском времени. Я прибыл на Афон в конце весны. На тот момент разница между афонским и материковым временем составляла три часа, а монах, у которого я спросил про время начала службы, назвал мне его в соответствии с византийской традицией.
К чему так мучиться? – спросите вы. Ответ очень прост. Если жить по византийскому времени и заканчивать день с закатом солнца, то очень естественно начинать его с первыми лучами дневного светила. Что и делают все афонские монахи, встречая каждый день молитвой.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия