В башне высокой, старинной
Сёстры прилежно ковер вышивают —
Путаный, трудный узор...
Сёстры, дружные сёстры.
Это отрывок из стихотворения поэтессы серебряного века Аделаиды Герцык. В нём она описала свои отношения с любимой сестрой Евгенией. Их судьба — пример крепкой дружбы, совместного служения и общей веры во Христа.
В городе Александров Владимирской губернии в семье дворян Казимира и Софии Герцык родилось две девочки: Аделаида в 1874 году, и Евгения четырьмя годами позже. Старшая дочь росла вдумчивым, серьёзным и одновременно мечтательным ребёнком. Когда появилась Евгения, она нисколько не ревновала, сразу полюбила сестру, а как только та подросла, сделалась её лучшим другом. Они были неразлучны и в учёбе, и в играх. С самого детства девочки полюбили поэзию. Евгения считала себя ученицей Аделаиды и признавала, что её старшая сестра обладает бо́льшим поэтическим талантом. Никакой конкуренции между Аделаидой и Евгенией никогда не было.
В 1898 году девушки переехали в Москву. Окончили историко-филологический факультет Высших женских курсов. И очень быстро окунулись в интеллектуальную жизнь Москвы, познакомились с Иваном Ильиным, Максимилианом Волошиным, Николаем Бердяевым. Сёстры писали рецензии, очерки, философские эссе. Они прекрасно владели пятью языками, что дало возможность им заниматься переводами философской и художественной литературы. Эти совместные переводы очень много значили для них — они не только выручали их в тяжёлые времена позже, во время войны и революции, но и очень сближали. Аделаида и Евгения запирались одни в комнате, захватив словари, обсуждали трудности перевода, спорили.
Сёстры не всегда были вместе: Евгения больше жила в Москве, Аделаида в Петербурге, а затем, когда вышла замуж за издателя Дмитрия Жуковского, переехала в Париж. Нечасто видясь, при встрече они могли по одному взгляду понять состояние друг друга, оценить пережитое за месяцы разлуки. Как это ни странно, сестёр соединила революция: Евгения, Аделаида вместе с мужем и двумя маленькими детьми поселились в Крыму. Во время голода и гражданской войны особенно важно было, что семья жила вместе: Аделаида и Евгения много работали, воспитывали мальчиков, писали стихи. В поэзии Аделаиды этих лет особенно ясно звучат религиозные мотивы:
Но только свечи перед иконами,
Мерцая, знают самое важное,
И их колеблющееся сиянье
Их безответное сгоранье
Приводит ближе к последней истине.
Такие строки Аделаида Герцык написала в 1925-м, в последний год своей жизни. Она скоропостижно скончалась от болезни.
Первые несколько месяцев после этого Евгения чувствовала всё нарастающую боль. Её преодолеть помогла забота о сыновьях Аделаиды и вера в Бога. В письме к философу Николаю Бердяеву Евгения раскрывала свои мысли. Она писала, что смерть любимого человека — вовсе не конец и что даже такое огромное горе может послужить на пользу тому, кто остался на земле. «Ведь смерть — рассуждала Евгения, — то единственное, что совершенно соединяет человека со Христом, и через Него со всеми близкими, оставшимися на земле».
«Не спешу»
![Вокзал](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/01/pexels-pixabay-39502.jpg)
Фото: Pixbay / Pexels
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема