Всем нам знакома эмблема черепа и двух перекрещенных костей под ним. Мы можем видеть её на табличках, предупреждающих о смертельной опасности, электрических щитках, упаковках и этикетках, так обозначающих ядовитые вещества.
Символ черепа с двумя костями называется — «адамова голова». Откуда произошло его название и какое значение он имеет сегодня, давайте выяснять вместе.
Происхождение этой эмблемы, символа, знака связано с первым человеком на земле, созданным в последний день творения мира Богом, родоначальником всего человечества — праотцем Адамом. Как известно из книги Бытия, грехопадение первых людей сделало их смертными и подверженными болезням, лишило Божественной благодати. И хотя Адам прожил девятьсот тридцать лет, что нам может показаться почти вечностью, он скончался. Как сказано в Писании (цитата): «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
Имя Адама стало нарицательным. И обозначает человека во плоти или грешника. В Толковом словаре Даля зафиксировано и разъяснено такое выражение: «И ты адам, и я адам; все мы адамы».Оно характеризует человека, падкого на соблазн.
Согласно источникам, в языках некоторых тюркских народов на территории современной России, слово «адам» означает «человек, гражданин». Карачаево-балкарский словарь 1989 года, например, предлагает перевод фразы «Совет Союзну адамы» на русский язык — «гражданин Советского Союза».
Так вот, «Адамова голова» это и есть череп человека, череп Адама.
В Священном Предании место распятия Иисуса Христа — Голгофа, что буквально означает «место черепа», считается могилой Адама. Поэтому на иконах и крестах у ног распятого Христа можно увидеть изображение черепа. Символически череп первого человека омывает кровь Спасителя, искупая его от греха и смерти. В лице Адама всё человечество было омыто и обрело спасение — вечную жизнь — ценою крестной смерти Христа.
И если в светской символике «Адамова голова» — это знак опасности, то в церковной, глава первого человека, изображённая у подножия распятия Христа — знак спасения.
Длительная реабилитация для детей с ДЦП в медцентре «Милосердие»

Каждое утро по будням четырехлетняя Настя, как солнышко, будит дружную семью: маму, папу и старшего брата. После завтрака все расходятся по своим делам — мама на работу, брат в школу, а у Насти с папой Евгением особая задача. Из Подмосковного города они едут на реабилитацию в столицу, в Марфо-Мариинскую обитель. Там расположен медицинский центр «Милосердие», где помогают тяжелобольным детям.
Родители впервые привезли сюда Настю два года назад по рекомендации знакомых. Тогда девочка не садилась, не ползала и не держала голову. И поначалу папа с мамой с трудом верили в успех реабилитации. Но уверенность и расположение специалистов развеяли их сомнения.
Садиться, держать голову, ползать и делать первые шаги — всему этому Настя научилась в Марфо-Мариинском медицинском центре. Кроме этого, специалисты предоставили девочке активную инвалидную коляску, которая позволяет ей быть более подвижной.
Сейчас Настя продолжает осваивать важные навыки — пытается есть и одеваться без помощи взрослых. А ещё она начала посещать Елизаветинский детский сад, где учится играть и общаться с другими детьми.
Папа с мамой радуются успехам дочери, которая когда-то лежала неподвижно на их руках, и не перестают благодарить Бога и специалистов медицинского центра за настоящее чудо.
Вы можете помочь совершаться таким чудесам, поддержав работу Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» на его официальном сайте. Подарим тяжелобольным детям возможность проходить длительную реабилитацию и становиться самостоятельнее.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианская весть в римском обществе». Александр Куприн
У нас в гостях был преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Куприн.
Разговор шел о том, как Римская империя встретила проповедь христианства и как западная латинская культура и философская мысль приняли христианское учение.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые новомученицы». Священник Анатолий Правдолюбов
У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о женщинах, отстаивавших православную веру в годы советских гонений, в частности о святых новомученицах Дивеевских.
Разговор начинается с тех самых «белых платочков», о которых патриарх Алексий I сказал, что они спасли Русскую Церковь, и переходит к женскому подвигу веры в XX веке: к тому периоду церковной истории, о котором нельзя забывать, и к людям, молитвами которых мы до сих пор укрепляемся.
Гость вспоминает имена святых подвижниц прошлого века: преподобномученицу игумению Серафиму, расстрелянную в 1918 году, мученицу Александру Устюхину, старосту храма в селе Гусь-Железный, исповедницу Ираиду Тихову и преподобную исповедницу Матрону Власову, прошедшую через многолетние лагеря. Разговор — о том, как верующие женщины принимали тюрьму и лагерный труд как крест из рук Божиих и почему их подвиг опровергает представление о верующих как о «слабых людях, ищущих подпорку».
Продолжая тему новомучениц и исповедниц, отец Анатолий рассказывает о Дивеевских новомученицах: преподобномученицах Пелагее и Марфе Тестовых, преподобномученице Ксении Чарлиной-Браиловской, о Пузовских мученицах — Евдокии, Дарии, второй Дарии и Марии, разделивших участь юродивой старицы. В центре беседы — юродство как особый путь смирения, подвиг послушания, а также судьба схимонахини Анатолии, сохранившей схиму и молитвенный затвор в советские годы. Образ «белых платочков» связан с особым женским благочестием и тем даром, который, по словам отца Анатолия, является важнейшей составляющей жизни Церкви.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер












