Абрам Архипов. «Вечерняя молитва» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Абрам Архипов. «Вечерняя молитва»

Поделиться Поделиться
Картина на мольберте.

— Ваша гостиная, Андрей Борисович, — настоящая художественная галерея!

— Жаль только, Маргарита Константиновна, что изрядная доля её экспонатов — репродукции.

— Иногда увидеть качественную репродукцию — большая удача! Например, в тех случаях, когда подлинник находится в частной коллекции и не доступен для зрителей. Как вот эта картина Абрама Архипова — «Вечерняя молитва». Насколько я помню, полотно было написано в 1898 году, а после революции 1917-го оказалось за границей.

— Как, вы разве не знаете? Недавно работа Абрама Архипова вернулась на родину! Её приобрели для Калининградского музея «Русский центр искусства».

— Да что вы говорите! Значит, у меня появилась надежда увидеть «Вечернюю молитву» в подлиннике!

— Я тоже хотел бы постоять перед этим полотном, погрузиться в его атмосферу. Мысленно пройти по песчаной дорожке среди ветвистых деревьев к маленькому сельскому храму.

— Художник показал только нижнюю часть его фасада: крылечко с деревянными ступеньками, ряд белых колонн перед дощатой стеной с высокими окнами. Не видно ни куполов, ни крестов. А смотришь — и без сомнения узнаёшь церковь. Вот как?

— Полагаю, благодаря ненавязчивым подсказкам автора картины. Так, женщина в белом чепце стоит перед входом, молитвенно склонив голову. Вдоль дорожки видны покосившиеся от времени кресты. Это старое деревенское кладбище, а хоронили людей на Руси в церковной ограде.

— А ещё одна подсказка — это таинственное мерцание в глубине дверного проёма и в окнах здания. Свечи зажжены для молитвы, явно не для освещения. Ведь вечер только начинается.

— Верно, на улице ещё светло. Но солнце уже клонится к закату. Его косые лучи играют, оставляя яркие блики на траве, на деревьях, на песчаной дорожке. И кажется, что есть таинственная связь между огоньками в глубине храма и солнечными зайчиками в подступающих сумерках.

— Связь?..

— Да. Мы не видим, как совершается богослужение, но игра света делает единым пространство в церкви и за её пределами. Не правда ли, выразительный образ того, как молитва преображает жизнь?

— Чистая правда, друг мой! Солнечные всполохи на картине «Вечерняя молитва» — словно отблески Горнего мира.

— Подобным образом на иконах золотом обозначают причастность к Небесному Царству.

— Вы полагаете, Абрам Архипов усвоил этот прием из иконописи?

— Вполне вероятно. Ведь именно иконописцы помогли Абраму Ефимовичу стать художником. Он родился в крестьянской семье в деревне Егорово в Рязанской губернии. Ещё в детстве хорошо рисовал, и отец купил ему краски. Абрам показал свои рисунки московским мастерам, которые приехали расписывать деревенский храм.

— Если я правильно помню, они стали заниматься с мальчиком и даже подготовили его к поступлению в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.

— Да. Архипов получил образование, стал академиком живописи. Но через всю жизнь пронёс благодарность своим первым учителям-иконописцам. Художник усвоил от них не только азы мастерства. Но и понимание того, что творчество, да и вся наша жизнь — это Божий дар, который следует принимать с благодарностью.

— И в картине «Вечерняя молитва» отразилось отношение Абрама Архипова к жизни — благоговейное, трепетное...

Картину Абрама Архипова «Вечерняя молитва» можно увидеть в Калининградском музее «Русский центр искусства»


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем