
Как научиться прощать и просить прощения? Мне кажется, это один из самых трудных вопросов, на который мы пытаемся найти ответ. Современный мир диктует установки, которые отличаются от евангельских принципов бытия. Будь первым, независимым, самодостаточным, самостоятельным. Сколько определений, в основе которого — «сам»... Культ «самости», а по другому, гордыни. Поэтому, способность прощать и просить прощения представляется недостижимой.
На вопрос, как научиться прощать и просить прощения мне недавно ответил протоиерей Александр Ильяшенко, рассказав одну интересную историю. В монастыре между двумя монахами случилась размолвка. На следующий день один из них пошел в келью к другому, чтобы попросить прощения, но тот на порыв не среагировал и ответил некой холодной фразой. Монах обиделся и пришел к старцу, своему духовнику: «Отче, как же так, я пошел просить прощения, а он так холодно меня принял, почему?» На что старец сказал: «А ты то его простил?» Тут монах понял, в чем дело, и искренне простив брата и пожелав мира с ним, вновь устремился в келью. А тот уже открыл дверь и свои объятья.
Как важна чистота помыслов, насколько правильно перед тем, как попросить у кого-то прощения, искренне простить самому, тем самым открыть путь к примирению. А если вдуматься, скольких людей в нашей жизни мы теряем только из-за того, что в какой-то момент гордыня в нашем сердце возобладала над любовью. Мы ссоримся с близкими, расходимся с теми, кого когда-то считали другом, уходим с любимой работы просто из-за обычного недопонимания с коллегами. Так уж важно остаться в этой «самодостаточности», «самостоятельности»? И в одиночестве? А может быть, просто простить, попросить прощения и открыть дверь своей души навстречу миру и любви?
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Путь к вере. Галкина Виктория

Когда я познакомилась с будущим мужем, Арсением, он был не крещёным. Существование Бога не отрицал, но и верующим не был. Я переживала по этому поводу, ведь так хотелось молиться вместе, разделять радость воскресного дня, поститься, ходить на службы. Я даже в записках не могла его упоминать, это особенно печалило. Тётя Арсения долгое время пыталась привести его в церковь, показать, как светла жизнь со Христом, однако, все безуспешно.
Шло время, я по-прежнему ходила в храм, читала утренние и вечерние правила, преподавала в Воскресной школе и постепенно стала замечать интерес Арсения к вере. Он начал задавать вопросы о Боге, пытаясь понять суть. Затем я заметила, что, когда мы сталкивались с какими-либо жизненными трудностями, Арсений, сосредоточившись что-то шептал.
Мне стало интересно, захотелось узнать, что именно он говорил. Решила спросить:
— Что ты шепчешь все время?
— Прошу у Бога помощи — ответил он.
Я удивилась, потому что и не думала, что Арсений молится. Разговоров на тему веры становилось больше, в какой-то момент, я поняла, что не могу грамотно отвечать на вопросы жениха, да и вообще, это — очень большая ответственность, поэтому решила позвонить своему духовнику.
Батюшка выслушал меня и предложил нам встретиться втроем на территории монастыря, чтобы обсудить все волнующие вопросы.
Так и случилось. Мы проговорили несколько часов, а после батюшка с Арсением беседовали наедине. Я переживала, ведь не знала, как сложатся события дальше, но искренне молилась о том, чтобы Сеня принял решение креститься.
После беседы Арсений вышел задумчивый. Молчал еще полчаса. А потом сказал:
— Поженимся, и я крещусь.
Я была на седьмом небе от счастья! «Господи, спасибо тебе!».
Спустя месяц мы поженились, а через 2 недели Арсений, как и обещал, крестился. Батюшка благословил меня присутствовать на таинстве и даже дал возможность спеть некоторые молитвы. Этот день стал для нас особенным, настоящим праздником. Как сейчас помню Арсения в белых одеждах, улыбающегося и показывающего мне свой нательный крест.
— Ну вот, теперь мы вместе будем молиться Господу — улыбаясь, говорил он.
— Да, я очень счастлива, что теперь мы вместе веруем в Бога, вместе идем по этому сложному пути ко спасению — отвечала я.
Вот так, чудесным образом, мой муж пришел ко Христу. Пускай не сразу, но осознанно. Позже я спросила, почему он решил креститься, что сподвигло к этому серьезному шагу? Он объяснил так:
— Каждый раз, когда я о чем-то просил Бога, получал ответ или помощь. Сомнений не осталось. Я понял, что хочу жить с Господом. Но не только просить Его, а научиться благодарить.
В какой-то момент пообещал Богу, что, когда женюсь на тебе, сразу крещусь. Потому что мое спасение началось с тебя. Я осознал, как слепо жил все эти годы, как постепенно растлевал себя. Ты напомнила мне, что есть душа. И душа моя устремилась к Спасителю, захотелось славить Его и воспевать.
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение
«Утреннее чудо»

Фото: ClickerHappy / Pexels
Сегодня утром было такое зрелище: дождливое осеннее утро, низко нависшие синие тучи, тёмно-зелёная хвоя среди обедневших ветвей дерев и виднеющийся из окна белый массивный храм.
Мгновенье и вдруг ― о, чудо! ― сквозь непроглядные тучи пробивается столп света и озаряет стены храма: белые и золотые оттенки начинают буквально сиять на фоне окружающего тёмно-синего пространства! А потом ещё мгновенье — и всё снова померкло.
Так и душа вынырнет вдруг, заблистает, озарённая божественным светом от света Таинства Причастия в храме и вновь тускнеет, храня в себе эту способность блистать. И помнит о ней, и тоскует о своей утерянной красоте и стремится к ней!
Текст Сестры Ольги Н. читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 апреля. Об истории герба

Сегодня 11 апреля. В этот день в 1857 году царь Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла.
Об истории герба — протоиерей Игорь Филяновский.
В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху Средневековья. В 1497 году двуглавый орел впервые появился на печати Ивана III вместе с изображением Святого Георгия. В российской историографии принято считать, что в Россию герб попал от византийской династии Палеологов. Софья Палеолог была женой великого князя Ивана III и приходилась бабушкой Ивану Грозному. При династии Романовых герб получил регалии царской власти — скипетр и державу. При Петре I орел стал изображаться черным. На его крыльях стали изображать щиты царств и великих княжеств, входящих в состав расширяющейся империи. При Александре I вместо скипетра и державы в лапы орла были вложены факел, лавровый венок и лента, а крылья орла были опущены вниз. При Николае I орел снова расправил крылья, и на них вернулись гербы царств, которых теперь стало больше. Кроме того, на герб вернулась и третья корона. Наконец, при Александре II была проведена настоящая геральдическая реформа. Впервые герб был закреплен законодательно и были учреждены большой, средний и малый государственные гербы. После революции 1917 года герб, как и многие российские знаки отличия, были упразднены. Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введен новый государственный герб. Двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема