Иерихонская стена. Многие годы библейская история об осаде города Иерихон была едва ли не самым основным предметом недоверия Священному Писанию. И в этом нет ничего удивительного. События, описанные в книге Иисуса Навина с лёгкостью можно было назвать вымыслом. А повествуется в ней о том как на протяжении шести дней евреи осаждали Иерихон находясь на безопасном расстоянии от его стен. Осаждённые с большим удивлением наблюдали столь странный приём осады. На седьмой день израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они громко затрубили в трубы и Стены рухнули. Преданный заклятью город был завоёван и сожжён. И до сих пор история считалась бы сказочной, если бы в 1907 году первые лопаты не воткнулись в землю холма Телль-эс-Султана, под которым скрывался легендарный Иерихон. Эту первую археологическую экспедицию снарядили два немецких исследователя Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Раскопки повергли в шок, и даже ученые-атеисты не могли сдержать своего удивления.
Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный толщиной в 2 метра и внутренний — в 4 метра. Высота стен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной. Они высились на мощнейшем фундаменте циклопической кладки. Но то, что буквально сбило с толку — это то, что стены Иерихона рухнули! Как бы это ни противоречило здравому смыслу, но это было именно так. Причем стена города обрушилась до самого основания.
Огромные трещины подтверждали догадки. Причем, внешние стены обрушились снаружи, а внутренние вовнутрь. Опубликование результатов экспедиции вызвало бурную дискуссию со стороны противников авторитета Библии, требовавших дополнительных раскопок. Однако разыгравшаяся I мировая война вскоре прервала исследования. Археологи вернулись сюда длишь в 1930 году. Руководил раскопками английский ученый Джон Гарстанг. Исследовав руины города, археолог спешно подозвал двух членов экспедиции, что бы составить официальный документ, так как боялся, что на слово ему никто не поверит. Текст на бумаге гласил: «Стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город». Дальнейшие раскопки были не менее поразительны. Глазам археологов открылись огромные горы золы и угля. Это было очередным доказательством точности библейского повествования. Но это было не последним удивительным открытием археологов. Несмотря на то, что издревле завоеватели всегда забирали все ценное и съестное из покоренного города, ученые обнаружили амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х. Более того, по наполненным зерном кувшинам стало очевидно, что город был разрушен именно весной — как и повествуется в книге Иисуса Навина.
То, что все припасы и ценности остались нетронутыми, свидетельствовало об одном: город действительно был предан заклятию, и победители даже не прикоснулись к его сокровищам. Истребившие город страшные пожары, о которых и говорит Библия, также оставили память о себе в виде огромных гор золы и угля, которые раскрылись глазам археологов во время раскопок.
В 1952 году на холме Телль-эс-Султан начала работать англо-американская экспедиция под руководством доктора Кэтлин Кеньон — внимание научного мира и общественности было буквально приковано к ним. Многие ждали, что современные ученые опровергнут выводы своих предшественников. Но получилось наоборот. Наука, вплоть до мельчайших деталей, подтвердила библейское описание необыкновенного падения величественного и неприступного Иерихона.
«Взаимоотношения родителей и повзрослевших детей». Священник Павел Усачев, Александра Никитина, Евгений Сулес
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв, многодетная мама, фермер Александра Никитина и актер, писатель Евгений Сулес размышляли о том, как строить отношения между родителями и повзрослевшими детьми.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Взаимоотношения родителей и повзрослевших детей». Священник Павел Усачев, Александра Никитина, Евгений Сулес
- «Пасхальная радость». Священник Стахий Колотвин, Дарья Давыдова, Светлана Бакулина
- «Отношение к инакомыслящим». Протоиерей Михаил Богатырев, Марина Пичугина, Илья Муромский
Проект реализуется при поддержке VK
Пасхальная радость. Наталья Сазонова

Наталья Сазонова
Я люблю встречать Пасху в Троице-Сергиевой Лавре! И если не получается попасть туда на ночную службу, то уже днем в светлое воскресенье я обязательно приезжаю в обитель Преподобного Сергия.
Помню, что в 1991 году мне посчастливилось уже на Страстной оказаться в Сергиевом Посаде. Я молилась там на службах и жила в ожидании праздника!
В Великую субботу после утренней службы мне позвонила подруга, супруга священника. Рассказала, что недавно ее муж был назначен на новый приход. Храм полуразрушен, нет ни хора, ни чтеца, ни алтарника. Только сегодня утром отслужили первую службу. В храм отопление ещё не провели, а на улице — холодно. Включили обогреватели. Но из-за теплого воздуха посыпалась штукатурка прямо на головы пришедших людей. Стало ясно, что служить здесь на Пасху нельзя. Тогда решили провести службу на улице. Конечно, матушке петь одной на улице было бы сложно. Вот и позвала меня помочь.
— Ты последняя, кому я звоню, больше никто не может — сказала моя подруга.
Уезжать из Лавры на какой-то далёкий приход никак не входило в мои планы! Хотелось быть на ночной службе в обители, слушать любимый хор. Это стало уже традицией и было для меня самой большой радостью. Не хотелось лишиться её в этот раз! Но отказать матушке я не смогла и без всякого желания поехала помогать петь.
Настало время Пасхальной заутрени. Перед храмом собралось множество людей. У кого-то из стариков в руках — крест, у кого-то — хоругви, у бабулек — иконы в вышитых полотенцах. Куда ни глянь, всюду в темноте — огоньки зажжённых свечей.
Батюшка начал службу, и мы с матушкой запели. Желая помочь, молящиеся стали нам подпевать. Пусть неладно, пусть нескладно у них это получалось, пусть было ветрено, холодно, но всех нас наполняла общая радость! Ведь это была первая Пасха в возрождённом приходе!
Я видела ликующие улыбки на лицах совсем незнакомых мне людей и чувствовала свою причастность к их радости.
После службы все начали обмениваться пасхальными яйцами с батюшкой. Подошла и я похристосоваться. Вдруг батюшка достал из своей корзинки огромное яйцо, протянул его мне и сказал: «Держи, Наташа! Это — утиное! Матушка специально для тебя покрасила! Спаси Христос за помощь!»
Прошло уже более тридцати лет, но я до сих пор вспоминаю ту необыкновенную службу.
Для души человеческой бывает намного больше радости от того, что не себе, а другому её подарила. Даже хорошо, если пришлось чем-то ради этого пожертвовать.
Ведь и апостол Павел в книге Деяния святых апостолов приводит слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать». От того на душе всегда бывает двойная радость!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Папина рука. Яна Артюшина

Яна Артюшина
Как-то мы с папой поехали в Петербург. Мне было лет десять. Я очень любила историю и огромный интерес во вне возбуждали старинные предметы, поэтому мы прошли все главные музеи города. Оставалась Кунсткамера. Мы с папой договорились, что сходим туда только на исторические выставки, посвящённые культурам Америки, Японии, Китая и других стран, но без посещения всем известной коллекции анатомических аномалий, потому что я была впечатлительным ребёнком и боялась таких вещей.
И вот проходим в первый зал. Восторг — здесь и там причудливые одежды, древние украшения, маски, шлемы, глобусы! Предметы быта разных народов увлекали и рассказывали множество историй. Мелькали залы: второй, третий, четвёртый... Я оторвалась от папы. Спустя какое-то время начала уставать и, уже пропуская целые ряды экспонатов, не задерживаясь, шла мимо.
Вдруг впереди сквозь дверной проём в новый зал вижу — витрина с куклами! Недолго думая и не смотря по сторонам, врываюсь в гигантский круглый зал и мчусь прямиком к старинным игрушками. Глаза разбегаются от многообразия цветов и форм: куклы маленькие, большие, фарфоровые, деревянные, простые и богато украшенные. Осмотрев каждую до последней, я отхожу от витрины и в ту же секунду замираю от ужаса — вокруг, куда ни посмотри, банки с заспиртованными аномалиями по всем стенам, от пола до потолка!
Шок. Я изо всех сил сжала глаза и встала как вкопанная, не понимая, что делать дальше. «Идём», — нагнал меня папа и за руку повёл на улицу. Я, не открывая глаз, наощупь последовала за ним.
С того дня прошло много лет, и случай в Кунсткамере почти забылся, как вдруг во время молитвы я услышала свои собственные слова: «Господи, я не понимаю, что происходит. Я застряла. Я не вижу, куда мне идти, но Ты видишь. Прошу, выведи, покажи правильный путь». И тут перед глазами возникает картина, как папа двадцать пять лет назад выводит меня из страшного зала анатомических аномалий.
Хочу сказать, что спустя неделю ситуация, из которой я просила Бога меня вывести, разрешилась естественно, легко и быстро.
Порой наступают времена, когда кажется, что я вновь попадаю в тот зал Кунсткамеры. Бывают случаи, когда непонятно, больно и страшно, когда хочется закрыть глаза. Именно в такие моменты я вспоминаю, что Господь всегда слышит, всегда рядом. Его рука всегда протянута мне, и, если я подам свою, Он выведет на свет, в каких бы ужасающих обстоятельствах я ни находилась. Только нужно просить и не сомневаться. Он знает, что нам дать, когда и чем успокоить.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение