Елена и Вячеслав Афанасьевы из Екатеринбурга жили так, как живут миллионы людей. Растили сына, работали. Пока вдруг Елена не поняла, что что ей хочется всё поменять и помогать людям. Женщина ушла из офиса, вступила в православную службу милосердия и стала сестрой милосердия.
В 2014 году её попросили поухаживать за ребёнком, которого в больнице бросила мать. Четырёхлетний Арсений лежал в детском онкологическом Центре один на один со страшной болезнью. Мальчик перенёс шесть курсов химиотерапии. Он изо всех сил боролся за жизнь, а рядом была Елена, которая делала для Сени то, что обычно делают мамы:
Елена Афанасьева:
«Я туда приходила по сути как на работу. С девяти до пяти. Я с ним находилась, выполняла все функции, которые выполняют мамы по уходу за ребёнком».
За этот год Елена и Сеня привязались друг к другу. Женщине всё сложнее было уходить по вечерам. Оглядываясь на окна Сениной палаты, она видела, как мальчик, плача, машет ей рукой на прощание. По счастью, болезнь удалось победить. Сеня вернулся домой, к пьющей матери. А вскоре её лишили родительских прав, и мальчик попал в детдом. Узнав об этом, Елена и её муж Вячеслав ни минуты не сомневались, что делать:
Вячеслав Афанасьев:
«Из детского дома поступил сигнал, мы, узнав об этом, конечно, сразу же решили его взять себе. И очень даже были рады этому. Потому что Сенька оказался совершенно потрясающим человеком».
Сейчас Афанасьевы воспитывают шестерых приёмных сыновей. Хорошо, что у супругов большой загородный дом — детям есть, где резвиться. Родители любовно называют их «бандой» и приучают к дисциплине и труду. Впрочем, как говорит Вячеслав, Сеню и приучать не нужно:
Вячеслав Афанасьев:
«Сенька как заводной. И с лопатой управляется. И по хозяйству везде. И самый первый ворота открыть. В общем, всё на свете».
Ко всем своим достоинствам Сеня оказался ещё и музыкально одарённым парнем. Из дома Афанасьевых то и дело слышатся голоса поющих сына и отца:
Сеня и Виктор (поют):
«Тем, кто дружен, не страшны тревоги, нам любые дороги дороги».
В службе милосердия, где работает Елена, уверены: любовь и доброта, которыми окружили Сеню родители, вернула его к жизни. А сами Афанасьевы говорят, что шестеро детей — это счастье, но далеко не предел. Вячеслав и Елена хотят усыновить ещё как минимум четверых детей.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.