Крещение — единственное таинство Православной Церкви, которое может совершить не священник, а мирянин. Подобное возможно только в исключительной ситуации, когда, например, некрещенный человек, умирая, хочет стать христианином, а священнослужителя поблизости нет. В таком случае крещение может совершить православный мирянин. Для этого ему нужна вода, а также знание крещальной формулы: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Крещение, совершенное мирянином, признается Церковью законным. И если крещенный таким образом человек выживает, он должен обратиться к священнику. Тот уже не будет совершать таинство повторно, но восполнит его, прочтя определенные молитвы и, конечно же, совершив таинство миропомазания.
Отсутствие воды не является кардинальным препятствием для совершения крещения. Воду в экстремальной ситуации можно заменить любой приемлемой жидкостью (соком, например) или сыпучим веществом. Для этой цели вполне подойдет песок. Но как же я был удивлен, когда узнал, что в Православных Церквах греческой традиции: Константинопольской, Элладской и иных, — крещение мирянским чином может быть совершено при помощи ... воздуха. Подобный обряд даже имеет собственное особое название — аэробаптизма. То есть крещение воздухом. Раньше аэробаптизма совершалась в Греции над младенцем, который находился в тяжелом состоянии здоровья. В наши дни крещение воздухом происходит почти над каждым греческим ребенком. Технически аэробаптизма выглядит так. Младенца (обычно мама) берет на руки и трижды поднимает его вверх или чуть-чуть подбрасывает. При этом она произносит упомянутую уже крещальную формулу: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Обычно аэробаптизма совершается прямо в роддоме. Сразу после того, как младенца принесли его мамочке в палату. Как же так? — спросите вы. Получается, что реальное крещение водой в греческих храмах из-за аэробаптизма теперь не совершается? Но в том-то и особенность аэробаптизмы, что этот обряд не отменяет настоящего крещения. Аэробаптизма считается у греков формой икономии (оправданного отступления от принятой нормы по причине внешних обстоятельств). Православные греки верят, что если ребенок, над которым крещение воздухом было совершено, умирает, то считается полноценным православным христианином. Если же он выживает, то аэробаптизма никак не мешает его полноценно покрестить в церкви, где священник трижды окунет его с молитвой в святую воду.
Аэробаптизма — уникальное для православного мира явление, которое встречается только в греческих Церквях. Священноначалие и греческие богословы объясняют этот обряд как «крещение через намерение», которое Господь, как они верят, не отвергает. В качестве доказательства правоты своей позиции они приводят примеры древних мучеников, некоторые из которых не были крещены, но, обозначив только намерение стать христианином, были казнены язычниками. Совершая аэробаптизму, православные эллины тем самым обозначают опять же намерение крестить ребенка в будущем. Если он до собственно таинства не доживает, считается, что намерения достаточно, чтобы считать умершего младенца крещенным православным христианином и, соответственно, поминать его на богослужении.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов