Сегодня довольно часто можно встретить среди людей нецерковных такое мнение: «Зачем нужна Церковь, если я и без нее могу просто жить по заповедям Христа, читать Библию и молиться Богу?» В самом деле — духовная литература сегодня продается открыто, да и в Интернете есть множество православных сайтов, так что правила христианской жизни можно для себя узнать, и не будучи членом Церкви. Выучил заповеди, купил молитвослов, повесил на стену иконы — и веди себе частную духовную жизнь на дому без всяких дополнительных мероприятий, связанных с походами в храм. Почему нет?
Ответ на этот непростой вопрос прозвучит неожиданно просто: потому, что так не получится. Ну вот не получится и всё. Библия будет покрываться пылью на книжной полке, иконы превратятся в элемент интерьера, а заповеди, если и не забудутся вовсе, то уйдут куда-то в глубину памяти, чтобы лишь изредка подавать оттуда слабые сигналы. Конечно, иногда человек будет им следовать, но правилом жизни они для него так и не станут. Причем убедиться в этом легко может любой человек, задающий подобные вопросы. Для этого достаточно поставить несложный эксперимент — прожить, скажем, хотя бы одну неделю своей жизни по Евангелию, внимательно наблюдая за своими чувствами, мыслями, словами и поступками. И тогда вся несостоятельность такого «индивидуального христианства» станет очевидной без сложных теоретических объяснений. Оказывается, человек сам по себе попросту не может жить по заповедям, даже когда имеет самое твердое намерение их исполнить.
В принципе, ничего особо нового тут нет. Подобный опыт своей неспособности к задуманному имеется у многих в виде реальных плодов известной оптимистической формулы: «Ну всё. С понедельника начинаю новую жизнь».
Каким-то странным образом воля вдруг перестает действовать там, куда ее пытаешься направить, желание почему-то начинает спорить с разумом, а разум — уступать ослабевшей воле. Хотя, конечно, на свете есть много волевых людей, которые могут заставить себя делать то, что считают должным. Но в случае с Евангельскими заповедями даже сильная воля не решает проблему. Регулярно читать Библию и молитвенное правило она, возможно, и поможет. Волевым усилием запретить себе осуждать, завидовать — все это теоретически тоже возможно (хотя на практике вряд ли кому-то удавалось). Но вот заставить себя полюбить других людей не сможет даже самый волевой человек в мире. И уж тем более — полюбить тех, кто не любит тебя. Тут воля оказывается бессильной. А ведь все заповеди именно об этом — о любви. Даже запретительные — все эти «не суди», «не пожелай чужого», — они тоже по сути говорят лишь о норме отношения к любимым, которыми должны стать для тебя все люди, вне зависимости от их отношения к тебе. И если ты не любишь, тогда — грош цена твоим волевым усилиям по исполнению всех других заповедей.
И если бы Христос дал людям заповеди просто как формальное знание о добре, это было бы невероятно жестоко. Заповеди оказались бы тогда для падшего человека непреодолимой стеной. Но Господь пообещал также и Свою помощь любому, кто решится жить по Его Заповедям: ...И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Для того чтобы исполнить обещание, Он и основал на земле Свою Церковь, в которой пребывает и действует вот уже две тысячи лет.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема