Сегодня довольно часто можно встретить среди людей нецерковных такое мнение: «Зачем нужна Церковь, если я и без нее могу просто жить по заповедям Христа, читать Библию и молиться Богу?» В самом деле — духовная литература сегодня продается открыто, да и в Интернете есть множество православных сайтов, так что правила христианской жизни можно для себя узнать, и не будучи членом Церкви. Выучил заповеди, купил молитвослов, повесил на стену иконы — и веди себе частную духовную жизнь на дому без всяких дополнительных мероприятий, связанных с походами в храм. Почему нет?
Ответ на этот непростой вопрос прозвучит неожиданно просто: потому, что так не получится. Ну вот не получится и всё. Библия будет покрываться пылью на книжной полке, иконы превратятся в элемент интерьера, а заповеди, если и не забудутся вовсе, то уйдут куда-то в глубину памяти, чтобы лишь изредка подавать оттуда слабые сигналы. Конечно, иногда человек будет им следовать, но правилом жизни они для него так и не станут. Причем убедиться в этом легко может любой человек, задающий подобные вопросы. Для этого достаточно поставить несложный эксперимент — прожить, скажем, хотя бы одну неделю своей жизни по Евангелию, внимательно наблюдая за своими чувствами, мыслями, словами и поступками. И тогда вся несостоятельность такого «индивидуального христианства» станет очевидной без сложных теоретических объяснений. Оказывается, человек сам по себе попросту не может жить по заповедям, даже когда имеет самое твердое намерение их исполнить.
В принципе, ничего особо нового тут нет. Подобный опыт своей неспособности к задуманному имеется у многих в виде реальных плодов известной оптимистической формулы: «Ну всё. С понедельника начинаю новую жизнь».
Каким-то странным образом воля вдруг перестает действовать там, куда ее пытаешься направить, желание почему-то начинает спорить с разумом, а разум — уступать ослабевшей воле. Хотя, конечно, на свете есть много волевых людей, которые могут заставить себя делать то, что считают должным. Но в случае с Евангельскими заповедями даже сильная воля не решает проблему. Регулярно читать Библию и молитвенное правило она, возможно, и поможет. Волевым усилием запретить себе осуждать, завидовать — все это теоретически тоже возможно (хотя на практике вряд ли кому-то удавалось). Но вот заставить себя полюбить других людей не сможет даже самый волевой человек в мире. И уж тем более — полюбить тех, кто не любит тебя. Тут воля оказывается бессильной. А ведь все заповеди именно об этом — о любви. Даже запретительные — все эти «не суди», «не пожелай чужого», — они тоже по сути говорят лишь о норме отношения к любимым, которыми должны стать для тебя все люди, вне зависимости от их отношения к тебе. И если ты не любишь, тогда — грош цена твоим волевым усилиям по исполнению всех других заповедей.
И если бы Христос дал людям заповеди просто как формальное знание о добре, это было бы невероятно жестоко. Заповеди оказались бы тогда для падшего человека непреодолимой стеной. Но Господь пообещал также и Свою помощь любому, кто решится жить по Его Заповедям: ...И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Для того чтобы исполнить обещание, Он и основал на земле Свою Церковь, в которой пребывает и действует вот уже две тысячи лет.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.