
Фото: Priscilla Du Preez 🇨🇦/Unsplash
На памятнике Арчибальду Кронину выбита одна-единственная надпись: «автору «Ключей от Царства». Так называется один из романов писателя, который он издал в 1941 году. Книге суждено было войти в золотой фонд британской классической литературы; по сей день каждое её переиздание становится бестселлером.
Главный герой книги — священник — с одной стороны, нетипичен для Кронина, писавшего преимущественно о жизни врачей. Сам писатель, медик по образованию, видимо, стремился запечатлеть в своих текстах накопленный жизненный и профессиональный опыт. Роман «Ключи от Царства» — литературное отражение превращения писателя из агностика в убеждённого христианина.
Перед читателем разворачивается жизнь главного героя — отца Фрэнсиса Чисхолма, простого священнослужителя. Рано потеряв родителей, Чисхолм без особого желания, лишь по настоянию опекавшей его тётки, поступил в семинарию. Но неожиданно действительно почувствовал призыв стать Божьим слугой. Отец Чисхолм был назначен настоятелем христианской духовной миссии в далёком Китае, где ему пришлось пережить и отчуждение, и разруху, и одиночество, и голод, и войну. Но Фрэнсис твёрдо стоял в своей вере и своём призвании, смиренно принимал все тяготы, и Бог каждый раз вознаграждал Своего слугу за стойкость. Так, например, приехав в Китай, отец Чисхолм обнаружил на месте здания миссии руины; местное население относилось к миссионеру-чужаку с открытой враждебностью. Фрэнсис спал в разрушенном сарае, проводил службы в крохотной съёмной комнатке и там же устроил бесплатную амбулаторию, где в силу своих возможностей и умения оказывал помощь всем нуждающимся. Но однажды у богатейшего в городе купца заболел сын. Китайские целители не могли ему помочь, ребёнок умирал. Тогда в отчаянии купец послал за «чужаком».
Чего только не пришлось пережить отцу Чисхолму! Но при всех невзгодах, выпавших на долю главного героя, невероятно захватывающая, на одном дыхании читающаяся книга, не оставляет ни горького послевкусия, ни грусти, а оживляет сердце. И, пожалуй, ярко иллюстрирует Евангельские слова Христа о том, что Царство Божие силою берётся: роман Арчибальда Кронина даёт надежду на то, что с верой возможно преодолеть даже непреодолимые трудности, и однажды получить Ключи от этого Царства.
«Журнал от 02.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Пасхальные праздники — сохранение пасхальной радости;
— Приветствие «Христос воскресе!» — как не терять его смысл?
— Праздник святых жен-мироносиц — отличие от светского «8 марта»;
— Памятник Сталину в Можайске.
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема