Когда читаешь книгу, которую автор не смог завершить, потому что ушел из жизни, часто становишься словно бы заложником этого факта, и воспринимаешь прочитанное, как «последнее слово» или своего рода завещание, ищешь в нем скрытые смыслы и намеки. И это очень плохо, потому что думая так, можно за «мистическим флером» не разглядеть каких-то очень важных вещей…
Однако в романе Виктора Лихачева «Ангелы уходят не прощаясь» ничего подобного не ощущается. Хотя он как раз и является такой «недосказанной историей», «оборвавшейся песней». Известный, и молодой еще писатель умер в 2008 году, не успев закончить книгу. Говорят, что для публикации он намеревался кардинально переписать некоторые эпизоды. Но все осталось на своих местах, и, кто знает – может быть, не случайно.
Сложно представить, что в романе что-то могло бы быть по-другому. Это не просто повествование о неком писателе по имени Арсений Покровский и его приключениях. Это, прежде всего – признание в любви. К людям - таким разным и порой непредсказуемым. К людям, которые встречаются на пути главного героя, и не проходят мимо, а остаются рядом как добрые и верные друзья: монахиня матушка Евфимия, выманившая писателя из суетной столицы в тихий провинциальный городок. Галина - корректор из местной газеты, оказавшаяся потрясающей поэтессой. Красавица Лена Ермолова и ее необычная, очень верующая, племянница Наташа, которая иногда может видеть будущее…
Роман Виктора Лихаева «Ангелы уходят не прощаясь» можно было бы назвать еще и «книгой в книге». Ведь главный герой – писатель, и новые впечатления он выплескивает на бумагу. Мы встречаем несколько рассказов, написанных от лица Арсения Покровского – сильных, емких, эмоциональных и очень органично вплетенных в основную ткань повествования.
И, возможно, настоящим откровением для многих станет разговор между главным героем и Наташей о «Мастере и Маргарите» Булгакова: сопоставление сцен из романа с Евангельскими эпизодами, и размышления о подоплёке булгаковского произведения.
Виктор Лихачев – не только писатель, но и путешественник. Он вдоль и поперек изъездил Россию, побывав в самых отдаленных ее уголках. И люди, о которых он писал – в большинстве своем не вымышленные персонажи, а те, с кем ему доводилось встречаться в своих многочисленных странствиях. А значит, они и сейчас где-то живут. И, возможно, даже не подозревают, что могут стать для кого-то примером тихой, мирной и по-христиански простой жизни. Такой, которую изобразил на страницах своего неоконченного романа «Ангелы уходят не прощаясь» Викотор Лихачев.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.