«Кино в школах». Светлый вечер с Виктором Меркуловым и Натальей Петровой (26.02.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Кино в школах». Светлый вечер с Виктором Меркуловым и Натальей Петровой (26.02.2018)

* Поделиться

У нас в гостях были руководитель проекта «Киноуроки в школах России» Виктор Меркулов и заместитель директора по воспитательной работе школы № 8 города Балашиха Наталья Петрова.

Разговор шел о том, как сегодня кино может помочь в культурном и нравственном воспитании школьников, и как сбор макулатуры в школах помогает детям участвовать в создании фильмов.


А. Пичугин

— Здравствуйте, дорогие слушатели! В студии Светлого радио приветствуем Вас мы, Лиза Горская...

Л. Горская

— ...и Алексей Пичугин.

А. Пичугин

— Сегодня здесь, в этой студии вместе с нами и с Вами этот «„Светлый вечер“», ближайший час проведут Виктор Меркулов, руководитель проекта «„Киноуроки в школах России“»... Добрый вечер!

В. Меркулов

— Здравствуйте!

А. Пичугин

— ...и Наталья Петрова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 8 города Балашиха. Здравствуйте.

Н. Петрова

— Добрый вечер!

А. Пичугин

— «„Киноуроки в школах России“» — — я когда услышал это название, мне сразу представилось, что во всех школах России в ближайшее время должны появиться в общем расписании киноуроки, как с некоторых пор там присутствуют шахматы. Я не знаю, во всех они школах присутствуют или не во всех, но, по-моему, уже почти во всех. У Вас есть?

Н. Петрова

— В нашей точно присутствуют.

А. Пичугин

— Как обязательный сегмент, да?

Н. Петрова

— Внеурочно. Это дополнительная деятельность, внеурочное образование.

А. Пичугин

— Вот, вот. А мне почему-то вдруг, ну, когда я прочитал название проекта «„Киноуроки в школах России“», мне показалось, что это вот для школьников станет обязательным и все школьники у нас будут дружно снимать кино. Это ведь не так?

В. Меркулов

— Нет, конечно. Школьники не будут снимать кино. Этот проект не про то, что школьники снимают кино. Это кино как инструмент для воспитательной работы, снятое профессиональными киностудиями, профессиональным кино, настоящим детским игровым кино.

А. Пичугин

— А, ну то есть речь идет о том, что детям будут показывать фильмы, но фильмы, снятые специально для этих уроков? Или это на основе какой-то классики, начиная, там, с «„Летят журавли“» и заканчивая «„Мимино“» и «„Терминатором“»?

В. Меркулов

— Да, это будут совершенно новые фильмы. Надо сказать, вечные ценности в современных условиях. Фильмы, которые когда-то были сняты, уже, надо сказать честно, отработали. Они в свое время принесли большую пользу нашей стране в воспитании людей, культуры, общества, но уже были эффективны на тот момент времени. А искусство — — оно должно все время подтверждать и доказывать, и поднимать человека в каждом периоде времени.

Л. Горская

— Почему? Восприятие изменилось зрительское? Почему?

В. Меркулов

— Таково назначение искусства.

Л. Горская

— А я, кстати, тут недавно обнаружила, что совершенно не могу уже смотреть очень любимого мною в молодости Антониони. Мне кажется, что все перетянуто, каждый план — — просто он невозможно долог. То есть действительно получается, что ускоряется время и восприятие меняется?

В. Меркулов

— Время, да. Везде есть своя энергетика.

А. Пичугин

— А как возникла эта идея с киноуроками? Придумали Вы, правильно?

В. Меркулов

— Да. Ну, надо немножко... Вот, если позволите, отступление небольшое сделаю.

А. Пичугин

— Давайте.

В. Меркулов

— Есть назначение искусства как гуманистическое, а есть гедонистическое. Ну, гедонизм — — мы понимаем, что это удовлетворение потребностей и обслуживание потребностей человека. Это не всегда плохо, но, в общем, как бы направление такое существует. А есть гуманистическое — — тогда мы не подстраиваемся под потребности человека, а наоборот, гуманизм формирует высокие идеалы в человеке, тонкие чувства, библиотеку чувств, то есть то, что вообще возносит человека. И вот это гуманистическое направление является, как скажем... Знаете, как можно сказать? Что искусство имеет огромную мощь свою, и не пользоваться этой мощью было бы непростительно.

А. Пичугин

— А идея-то как пришла с киноуроками?

В. Меркулов

— Ну, а идея простая пришла. Дело в том, что мы понимали в свое время... Мы все время занимались воспитательной работой так или иначе — — делали фестивали, различную работу вели. И мы понимали, что в 2012 году у нас в стране сформировалась ситуация, когда очень сильная подавленность была — — все было плохо, негатив в средствах массовой информации, и воспитательная работа пришла... Пока мы делали творческие школьные фестивали, мы увидели, насколько тяжелая обстановка была с точки зрения социального восприятия мира. И тогда Елена Владимировна, наш режиссер, написала первую книгу — — «„Маленькие истории о самом главном“». И эта книга произвела впечатление на педагогов. И когда мы собирали презентацию школьников и педагогов в одним из торговых комплексов, мы спросили: «„А вот мы понимаем, что сейчас новой формы кино нету, оно в нашей стране закончилось, и надо снимать кино воспитательное“». И спросили их: «„Какой Вы хотите фильм?“». Они выбрали фильм «„За руку с Богом“». Хорошо. И мы через три месяца тоже взяли и сняли первый фильм — — «„За руку с Богом“». И этот фильм произвел огромное впечатление, огромное. Этот фильм стали смотреть в школах, делать внеклассную работу, чертить, рисовать. Ну, в общем, пошла какая-то воспитательная работа, нам стали приходить вот эти письма. И мы поняли, что надо создавать дальше, удовлетворять запрос педагогов, социальный заказ от них и создавать дальше кино, которое будет формировать человека. И мы стали делать каждый на одно понятие один фильм, где конфликт выстраивался хорошего с лучшим.

Л. Горская

— Я все-таки сижу и думаю, что, ну, как-то, наверное, мы несправедливо сбросили весь наш кинематограф с «„парохода современности“». Просто как-то получилось, что программу мы с Вами начали с того, что все существующие хорошие фильмы уже себя как бы... уже отработанный материал. Но это не так. Наверное, просто они не подходят для школьного формата?

В. Меркулов

— Да нет, почему? Все... Может быть, и подходят. Но просто трудно представить себе, что... Кто-то же уже написал, Леонардо да Винчи, картины. Зачем новые писать, да? Или художники наваяли... Мы же не можем на этом остановиться.

А. Пичугин

— Ну, да Винчи останется да Винчи.

В. Меркулов

— Да, классика останется классикой, это правда. Но это не значит, что искусство должно остановиться. Творчество — — он должно все время продолжаться. Мы должны все время поднимать в современных условиях сегодняшнего дня, поднимать и доказывать своим творчеством, что мир продолжает расти и развиваться.

А. Пичугин

— Ну, мы, конечно, понимаем, что важнейшим из искусств является кинематограф, все это помнят с детства. А со стороны школы? Вот, Наталья, расскажите, пожалуйста — — вот то, опять же, с чего мы начинали, — — неужели у современных школьников достаточно времени, чтобы еще, к тому же, и у них появилось дополнительно кино?

Н. Петрова

— Здесь вот интересная форма работы. То, что предлагает нам кинопроект, кинопедагогика, это в прямом смысле слова прямое подспорье для классного руководителя. Ведь сейчас классный руководитель каждый работает в школе сам по себе. А здесь...

А. Пичугин

— Ну, есть стандарты определенные заданные.

Н. Петрова

— Есть такое понятие, как классные часы. И каждый классный час должен быть продуман, подготовлен на год вперед. Ведь мы планируем работу не на неделю, не на две. Я как заместитель директора по воспитательной работе в начале сентября просматриваю каждый план каждого классного руководителя и смотрю, чем дышит этот человек. И когда ему, классному руководителю, предлагают готовый, в системе отработанный материал, где не надо ничего искать... Есть фильм — — 8, 10, 15 минут, максимум, 20, к нему — — тематическая разработка, к нему же — — разработка-презентация, то есть готовый урок — — классный час. И он дается с учетом возрастных особенностей в начальных классах, в среднем звене, в старшем звене. Вот такой фильм, как «„За руку с Богом“», я проводила и мои педагоги проводили как в началке, так и в среднем, и работает везде, громко говоря, «„на ура“». Дети приходят на фильм одни, а уходят после урока другие. Кто-то, может быть, подумает, что я тут преувеличиваю что-то, но на сегодня дети такие понятия, как, например, корысть и бескорыстие — — некоторые вообще не знают, что это такое, а часть путает. И вот, взяв за основу слово, обыграв его в фильме и подав его на уроке, через сердца детей проработав, педагог, практически, владеет... Он не ищет ничего — — у него уже это на руках.

А. Пичугин

— А это не девальвирует, в общем, работу самого педагога, которому не приходится что-то, действительно, искать, выполнять какую-то собственную творческую работу, думать, размышлять? У него уже есть готовый фильм — — диск поставил, там, условно, кнопку на компьютере нажал — — и вот оно, а ты сиди, отдыхай. Нет?

Н. Петрова

— Ничего подобного!

А. Пичугин

— Нет?

Н. Петрова

— Педагог даже с фильмом готовится. И если я иду в один класс, я иду, вот так подавая его, в другой я иду совершенно по-другому. На то он и педагог, чтобы сориентироваться, но уже с материалом, который отработали специалисты.

А. Пичугин

— Как Вы присоединились к проекту?

Н. Петрова

— О, это интересная история. Наша школа, приоритет... одно из направлений у нас — — патриотическая работа, оно приоритетно в нашей школе. Мы с этого года являемся базовым учреждением по патриотическому воспитанию и находимся — — вот я тоже заостряю на этом внимание — — восемь лет уже находимся в международном проекте «"Союз «„Наследники Победы“», где более 50 образовательных школ. То есть дети приезжают на этот проект, не только соревнуясь, как обычно, живя 10 дней — — спорт, военно-прикладные искусства и так далее. К ним приезжают видные деятели искусства, кино, космонавты, историки и проводят с детьми еще и образовательные занятия. И когда я в прошлом году в Казани увидела на одной из встреч для педагогов, для тех, кто привез детей (там тоже проводятся эти занятия), Елену Владимировну и вот Виктора, и когда они провели этот урок с нами, мы посмотрели этот фильм — — «„За руку с Богом“», я познакомилась поближе с ними, и я поняла, что для меня вот это — — находка в школе. Это вот тот толчок, где я могу что-то новое внести и помочь своим классным руководителям.

А. Пичугин

— А фильм — — мы уже несколько раз слышали это название, «„За руку с Богом“». Я думаю, что наши слушатели не совсем в курсе, что это за фильм. Виктор?

В. Меркулов

— На мой взгляд, это гениальный сценарий. Фильм идет всего 10 минут. Его невозможно смотреть, просто не испытывая никаких эмоций, хотя там ничего нет.

Фильм вообще про нас, про каждого из нас. Фильм о бескорыстии. Каждый человек у нас делает какие-то поступки — — те, которые отражены в этом фильме, в принципе. Но он таким образом поставлен, этот сценарий, что он не может не трогать сердца, вот не может. Там сюжет абсолютно, наверное, банальный, но гениальный просто.

Н. Петрова

— Ну я бы не сказала, что банальный, Виктор. Там мальчонка, воспитанник детского дома, живет для других. И когда смотришь этот фильм, понимаешь... И в душе поднимается: «„А ты для чего живешь?“». Вот к чему дети приходят. Что такое счастье, проходит через этот фильм, корысть и бескорыстие. Когда его готовы усыновить другие, он предлагает, эту возможность он отдает девчонке другой и остается здесь, а девочку берут в семью. Жить для кого-то — — в этом счастье для мальчика.

В. Меркулов

— Ну, там вопросы счастья ставятся, да.

Н. Петрова

— Потому-то он, наверное, и идет за руку с Богом. Там единственная фраза — — «„Наверное, потому, что он идет за руку с Богом“». Он умеет это делать, он живет.

В. Меркулов

— Там говорится о том, что человек бескорыстный... Ну вот сегодня это актуально для детей. Считается, что корыстный человек — — он сильный. Так вот бескорыстный человек — — он сильный, и в этом фильме показано, что любой человек, скажем так, при отсутствии бескорыстия становится сильнее, чем если он корыстный. Ну, такая там... вывод такой.

Л. Горская

— Но все-таки эти фильмы рассчитаны на... Ну, как сказать... Ну, то есть Вы говорили о классном часе. Классный час, я так понимаю, явление редкое. Как вот часто бывает? Раз в неделю?

Н. Петрова

— Нет, классные часы у нас идут раз в неделю, да. И это серьезная подготовка педагога, определенные направления. это воспитание ребенка.

Л. Горская

— Угу. То есть эти фильмы — — они как бы формируют курс целый?

Н. Петрова

— Практически, да.

В. Меркулов

— Вот один фильм в один месяц в течение года на каждую возрастную категорию, с 1-го по 11-й класс.

Л. Горская

— А что за понятия?

В. Меркулов

— Ну, понятия обычные — — доброта, справедливость. Вот сейчас мы снимали фильм про справедливость, от Великого Новгорода. Новгородское вече, соответственно... Замечательный фильм. Там была тема справедливости. Девочка-Скала, главная героиня, доказывала справедливость, которая должна была восторжествовать, потому что учительница вопреки... Там есть один персонаж, когда мальчик, участвовавший в конкурсе Рахманинова, талантливый мальчик... Мама его, в принципе, не ценила, как мать, которая вот... Ну, она считает, что бизнесменом было бы быть лучше или юристом, не помню. А Вера Дмитриевна, учительница — — она даже доплачивала этой женщине, маме за мастер-класс известного пианиста, который приехал, для того, чтобы этот мальчик победил в Конкурсе Рахманинова от Великого Новгорода. Великий Новгород должен был... За свой город она боролась. Потому что Рахманинов — — он из Великого Новгорода, и Конкурс Рахманинова проходит в Великом Новгороде, это так и есть. И девочка, значит, наводила такую справедливость. Это очень интересная история была...

Л. Горская

— А кто Вам сейчас сценарии пишет?

В. Меркулов

— Ну, пока пишет у нас Елена Вадимовна Дубровская — — гениалныйгениальный человек, я считаю, абсолютно гениальный человек. Все сценарии прочитаешь — — и жить хочется.

А. Пичугин

— Виктор Меркулов, руководитель проекта «„Киноуроки в школах России“», и Наталья Петрова, замдиректора по воспитательной работе школы № 8 подмосковного города Балашиха, в гостях у Светлого радио. Я у Вас на сайте прочитал очень интересную информацию, о чем мы в самом начале не сказали, хотя, видимо, надо было. От каждого региона создается один фильм, который посвящен одному положительному человеческому качеству или созидательному понятию. Средства на создание картины обеспечивают школьные образовательные учреждения посредством сбора макулаторымакулатуры. Таким образом тысячи школьников региона участвуют в благотворительной акции и опосредованно выступают сопродюсерами своего филььма.

В. Меркулов

— Так и есть, да.

А. Пичугин

— А у Вас макулатуру продолжают собирать?

В. Меркулов

— Да, конечно. Конечно. Так в этом и задача.

А. Пичугин

— Неужели на фильм можно насобирать?

В. Меркулов

— Да, конечно. Мы... Вот представьте себе — — ну вот сейчас, опять же, если мы говорим о Новгороде, в продолжение разговора, у нас Новгород — — небольшой город, порядка 30-40 школ, и все школьники участвуют в сборе макулатуры на создание своего фильма. Мы охватываем всю аудиторию. Тем самым сопродюсерами этого фильма выступают все школьники региона, которые получают этот фильм, получат и получат все фильмы от других регионов, которые были созданы, впредь (вплоть?) до 99 фильмов, которые будут выпущены. От каждого субъекта Федерации мы выпустим один фильм.

А. Пичугин

— А как школьники узнают о том, что им надо собирать макулатуру? Учителя рассказывают на уроках?

В. Меркулов

— Мы приходим в администрацию и предлагаем администрации поучаствовать в создании фильма для школ страны. «„Новгород — — школам России“», «„Ярославль — — школам России“», «„Москва — — школам России“».

А. Пичугин

— Ну, к примеру вот, я так понимаю, что в Московской области как в отдельном регионе — — школа № 8 города Балашихи, да, единственная?

Н. Петрова

— Да, давайте я в двух словах скажу, как у нас сейчас это проводится.

А. Пичугин

— Да, расскажите, пожалуйста.

Н. Петрова

— Я вот сегодня привезла более двух десятков договоров, где сегодня будут поставлены печати, и материал уже для проведения уроков будет получен мною и передан в школы. Мы в течение года уже работаем по этому проекту. И как это проходит? Я снова упомяну — — у нас создано базовое учреждение, и я имею возможность один раз в месяц встречаться с заместителями директоров по воспитательной работе в своей школе. А начиналось все с того, что в сентябре я, собрав их всех... мы, собрав на семинаре, рассказали об этом проекте, потому что до сентября мы занимались в городе только одним этим. Рассказала о проекте, сказала о проекте «„Киноэкология“», и школы начали работу — — сбор макулатуры. Вот если у меня, например, в школе 1 тысяча 600 человек, по килограмму — — это более, чем полторы тонны, да? Определяется срок вывоза макулатуры, дети приносят заранее — — за день, за два. То есть через замов по воспитательной работе мы выходим на классных руководителей каждый в своей школе, и классный руководитель работает с классом. Дети, до которых тоже довели смысл этого проекта, участвуют в создании фильма, а не просто собирают макулатуру.

А. Пичугин

— Они добровольно это делают?

Н. Петрова

— Конечно. И мы еще и соревновательный момент создали. У нас в мае будет подведен итог, кто больше. А как награждены вот эти, вот эти — — уже мы продумаем к этому времени. Вот таким образом проходит сбор макулатуры, и информация передается, контролируется и так далее.

А. Пичугин

— Где сейчас можно макулатуру найти? У меня представление из детства, когда, действительно, ходили, у меня около дома стоял вагончик, где принимали старые газеты... Уже газет никто не читает в бумажном виде...

Л. Горская

— А как... А Вы разве не покупали книжки за сданную макулатуру? Собрание сочинений Джека Лондона, например, детективы какие-то?

А. Пичугин

— Нет, не покупали. Я не покупал. Хотя я сдавал. Ходил, сдавал. У нас газет было дома всегда очень много. И вот стоял вагончик, я туда относил.

Л. Горская

— Молодец!

А. Пичугин

— Да, похвастался детством. А сейчас как это выглядит?

Н. Петрова

— Я думаю, те, у кого есть дети, они знают, сколько тетрадок — — где-то чертится, где-то чего-то черновички и так далее. Ненужные книжки, может быть, какие-то за прошлые годы.

А. Пичугин

— Кто-то с работы приносит.

Н. Петрова

— Да. Но ни в коем случае не то... Вот у меня стоит огромная, достаточно большая библиотека дома — — как Вы говорите, когда-то приобретенная и за счет сдачи макулатуры. У меня никогда рука не поднимается куда-то чего-то и как-то сдать. Эта библиотека работает для внучки. Но при этом я никогда не выбрасываю, например, листы рекламы. А у нас забивают...

А. Пичугин

— А их тоже принимают?

Н. Петрова

— Ну конечно. Но забивают просто почтовые ящики. Ну, и тетрадки, книжки находят — — даже по килограмму, я Вам говорю, это больше полутора тысяч килограммов в школе.

Л. Горская

— Это моя вторая социальная мечта. Первая — — это Закон о защите животных, который бы работал нормально, а вторая — — это раздельный сбор мусора. Стекло, бумага — — сколько мы всего на свалку выкидываем! И свалки эти гигантские, которыми уже все... Все, все задыхается от них.

В. Меркулов

— Но Вы представьте себе, что мы можем создавать детский кинематограф для детей, которые компактно находятся в школьных образовательных учреждениях — — фильмы созидательного характера, системно воспитывая детей и создавая этот кинематограф «„из мусора“».

А. Пичугин

— А где можно?..

В. Меркулов

— Руками самих детей — — воспитательные фильмы. Вы представляете это?

Л. Горская

— Это важно, конечно.

А. Пичугин

— А где это можно посмотреть, помимо школ? Вот я, например, хочу посмотреть фильмы, которые уже сняты. Где это можно сделать?

В. Меркулов

— Ну, вот так просто посмотреть их, к сожалению, нигде нельзя.

А. Пичугин

— А на сайте? На сайте нету?

В. Меркулов

— Есть у нас только один. Там есть тизеры, на сайте.

А. Пичугин

— Ага... http://киноуроки.рф — — так называется сайт проекта.

В. Меркулов

— Да. Но там только тизеры. Эти фильмы нигде посмотреть нельзя, школам они передаются по договору, и, согласно договору, школы могут их использовать, эти фильмы, у себя в работе, но выкладывать их никто не имеет права.

А. Пичугин

— Угу, угу...

Л. Горская

— В смысле, никто не имеет права выкладывать?

Н. Петрова

— Передавать школам другим, которые не приняли участия в эко...

В. Меркулов

— В Интернет, например, выкладывать никто не может.

Л. Горская

— А почему?

В. Меркулов

— Потому что Закон авторского права соблюдается.

А. Пичугин

— Я знаю, что некоторые режиссеры — — ну, правда, это очень редко бывает, конечно — — свои фильмы просто выкладывают в свободный доступ в Интернет. Там тоже Закон об авторских правах, мы не говорим сейчас о пиратских сайтах. Ну, где-то там на YouTube или еще где-то можно их посмотреть.

В. Меркулов

— 43 тысячи школ в стране, больше 20 миллионов, если я правильно, не ошибаюсь, школьников.

А. Пичугин

— А вот у меня ребенок, например, я хочу посмотреть и посмотреть, что же ему показывают в школе. Вдруг...

В. Меркулов

— А можете, да. Родительские собрания. Вы приходите и посмотрите в школе, да. В школе можно посмотреть.

Н. Петрова

— И задайте вопрос: есть ли такой проект в школе и что они знают о нем. Большинство не знает.

В. Меркулов

— Я можно скажу вот, в чем проблема сегодня? Сегодня очень стоит остро воспитательный вопрос, очень остро стоит. Проблема заключается в том, что сегодня нет картинки видения будущего. Вот спросите хоть у ребенка у любого — — он знает свое будущее? Он понимает, какое мы строим государство? Этого вопроса не стоит.

Л. Горская

— А взрослые понимают?

В. Меркулов

— И у взрослых нету, вот в чем проблема. И очень сложно педагогу сегодня воспитывать детей, не понимая, что он воспитывает.

А. Пичугин

— Мы же не...

Л. Горская

— Я вот, честно говоря, тоже не понимаю, какое мы строим государство, вот честно Вам скажу.

А. Пичугин

— Да. И я не понимаю. Но мы не можем шаблонно воспитать детей, чтобы они все единым порывом дружно отвечали на этот вопрос одинаково.

В. Меркулов

— И не нужно. Но качества человеческие — — они извечны. И человек не может быть счастлив и жить счастливо, если у него скудная библиотека чувств.

А. Пичугин

— Ну а как это вот повлияет на то, какое государство будут строить эти дети?

В. Меркулов

— Мы сегодня говорим этим проектом о качестве человека. Что такое человек? Человек — — это составляющая определенных внутренних качеств. Это же не тело, да? Это же его способности, его внутренние качества, да? И вот чтобы сформировать эти качества в человеке, особенно в маленьком ребенке, ему нужна смысловая опора, то есть образцы для подражания, образцовые поведенческие реакции. Поэтому вот в этих фильмах мы не показываем ничего плохого — — мы показываем образцы, как надо поступать. И Вы знаете, вот, может быть, сейчас такое инфантильное время наступило, но это впечатляет.

А. Пичугин

— Мне кажется... Я некоторое количество времени сам работал в школе, и у меня вот такое направление — — может быть, Наталья, у Вас совершенно другое, тем более, что я совсем немного работал, а Вы, я так понимаю, будучи замдиректора, все-таки в школе уже много лет. И по сравнению с 90-ми, например, сейчас дети куда больше понимают — — и какое государство они строят, будут строить, и в каком государстве они живут, и вообще для чего они живут. Потому что в 90-е был разброд и шатание в школах.

Л. Горская

— А мне вообще кажется сейчас, что многие 12 — — 14-летние дети, например, умнее нас гораздо.

А. Пичугин

— И мне тоже так кажется.

Л. Горская

— Они гораздо более склонны к какому-то аналитическому мышлению и комплексному, и больше понимают, вот реально.

А. Пичугин

— Мне тоже так кажется, абсолютно.

Н. Петрова

— Вы знаете, я за свою жизнь... Прожила уже не 20, не 30 и даже не 40 лет, не раз слышала такое понятие, как «„плохая“» и «„хорошая“» молодежь. Сейчас молодежь замечательная. Те условия, в которых она живет, вот те проблемы, в которых она живет и с которыми она встречается, они на раз-два решают быстрее нас и владеют информацией тоже. Они находят... Мы еще там где-то чего-то... Нам есть чему поучиться у них, правильно. Но такие понятия, как милосердие, такие понятия, как корысть, бескорыстие, любовь к человеку... Они замкнуты каждый в себе. А здесь мы выносим, и дети видят, как должно быть, наверное. Вот смотрите, давайте отойдем немножечко от этих фильмов, да? Попробуйте, назовите кроме двух фильмов — — «„Мы из будущего“» и «„Мы из будущего-2“», что сейчас для детей, куда можно пойти и увидеть, и на этих примерах воспитывать детей? Я, например, не назову больше фильмов.

А. Пичугин

— Ну, я могу назвать Звягинцева, но это другой разговор, конечно.

Н. Петрова

— Ну, два, три, пять, да.

А. Пичугин

— Да, «„Мы из будущего“» — — это тоже...

Н. Петрова

— А здесь — — в каждом фильме. Понимаете, здесь в каждом фильме — — конкретное понятие, которое работает на мировоззрение ребенка. Если он где-то в чем-то заблуждается — — он смотрит: да, право... И насколько он понял здесь все это, насколько его довел, вывел педагог на это понятие. Конечно, заслуга педагога — — правильно это подать, да? Подготовиться и выдать.

А. Пичугин

— Нам сейчас надо прерваться буквально на минуту. Я напомню, что в гостях у нас сегодня Виктор Меркулов, руководитель проекта «„Киноуроки в школах России“», и Наталья Петрова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 8 города Балашиха. Лиза Горская, я Алексей Пичугин. Как я уже сказал, через минуту мы в эту студию вернемся.

Возвращаемся в студию Светлого радио. Напомню, сегодня у нас в гостях здесь Виктор Меркулов, руководитель проекта «„Киноуроки в школах России“», и Наталья Петрова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 8 города Балашиха. Сейчас, вернее, перед программой, Виктор, Вы приводили нам данные какой-то Вашей внутренней статистики — — что Вы хотите к концу года. Там у Вас наполеоновские планы.

В. Меркулов

— Ну, вот у нас правда планы наполеоновские, это верно. Ну, они, к счастью, осуществляются. На сегодняшний день мы сняли девять фильмов своими собственными средствами. И поняли, что все-таки это очень тяжело — — кино, профессионально снятое кино — — это дорогое удовольствие. И тогда мы решили внедрить акцию «„Киноэкология“» и еще девять регионов подключить за счет средств за собранную макулатуру самими детьми. И к концу учебного года у нас будет девять регионов, которые собрали макулатуру и выпустили, создали, поучаствовали в сопродюсировании своего собственного фильма от своего субъекта Федерации для школ всей страны. А вот уже до конца календарного года 2018-го у нас будет уже 27 фильмов, и в них поучаствуют 27 субъектов Федерации. Это очень большое количество школ и школьников.

А. Пичугин

— Вы из Петербурга. А Москва насколько активно в этом участвует?

В. Меркулов

— Москва такой огромный город, что, Вы знаете, собрать на фильм средства сбором макулатуры не представляет никакого труда. Если Москва поучаствует вся полностью, то мы все 99 снимем, понимаете? Все фильмы. Поэтому Москва уже поучаствовала. Был такой фильм экологический — — «„Стеша“», и мы собирали зждесьздесь уже. ЦЕнтралььныйЦентральный район был и Химки участвовали в сборе макулатуры. Проводила его одна из компаний здесь мусороперерабатывающих, не буду называть ее, организация.

А. Пичугин

— Потому что, я смотрю, «„Санкт-Петербург — — школам России“» и «„Мсоаква — — школам России“», а в Петербурге, конечно, все куда как лучше.

В. Меркулов

— Да нет, почему?

А. Пичугин

— Ну вот я здесь смотрю — — школы-сопродюсеры «„Киноурока“» и сколько килограммов макулатуры та или иная школа собрала. В Москве не так много, как в Питере — — в Питере горазодгораздо больше.

В. Меркулов

— А, в этом отношении?

А. Пичугин

— Да, да.

В. Меркулов

— Ну, Вы знаете, это все говорит об актуальности вопроса. И вот эта информация — — она ведь дохдоитдоходит медленно. Навряд ли педагог со стороны вот так... Огромное количество проектов. Педагогам очень трудно разобраться, а где какой. А как он разберется, пока он сам не посмотрит? Они подали заявки, поучаствовали, а сейчас, после этого им передали фильмы. Вот сейчас уже им разбираться надо — — после того, как они их посомтрелипосмотрели.

А. Пичугин

— Конечно, я не совсем понимаю. Вот висит тизер фильма, я посмотрел — — вот мне очень захотелось, например, посмотреть фильм целиком. И я не могу это сделать.

В. Меркулов

— Не можете, правильно. Но Вы можете посмотреть его фильмы. Понимаете, мы с Вами потеряли детский кинематограф. И чтобы его создать, надо приложить к этому усилия. Мы сегодня, если сверху, пускай, программы пустим эти фильмы в школы, их даже смотреть никто не будет, хоть они там золтыезолотые будут. Мы должны сегодня, наша задача — — выявить педагогов, которые заинтересованы в воспитательной работе.

Л. Горская

— А вот Вы считаете, что детям именно фильмов не хватает? Потому что вот у нас тоже Вы не первый заместитель директора по воспитательной работе, который у нас в студии. Все говорят о том, что детям не хватает человеческого общения. Детям не хватает того, чтобы их послушали, того, чтобы с ними поговорил живой взрослый, живой человек.

В. Меркулов

— А Вы сейчас рассматриваете ребенка как кого, как какой объект?

Л. Горская

— Как человека.

В. Меркулов

— Ну понятно, не животное. Понятно. Но ребенок — — он кто, потребитель? Или созидатель? Это тоже важно. Вы должны понимать, какие качества Вы хотите в нем вырастить. Осознанно он должен в себе вырастить определенные качества. А какие? Вы, как родитель, например, какие хотите качества чтобы в Вашем ребенке были?

Л. Горская

— Вопрос в том, почему Вы считаете, что я должна купить набор из девяти или какого-то количества фильмов? Или, может быть, мне лучше самой с ним общаться, и лучше, чтобы с ним живой педагог общался, а не кино? Потому что этот внеклассный час-то — — он один.

В. Меркулов

— Правильно. Но педагог школы получает бесплатно все фильмы. Она их не покупает. Она участвует в создании нового фильма, который будет принадлежать, так же бесплатно, другим школам.

А. Пичугин

— Не, ну общаться-тоо он может как раз.

В. Меркулов

— Общаться — — да...

А. Пичугин

— Я так понимаю, что десятиминутный фильм, а дальше — — общайся.

В. Меркулов

— Более того, фильм — — это инструмент. А вот инструмент чего? Вопрос. А какого качества? То есть ребенку мы даем возможность разобраться, какие есть качества человеческие. Он их должен точно отличить — — что такое хорошо, что такое, условно, плохо, а потом делать свой выбор, как ему поступать.

А. Пичугин

— Вот то, что мы потеряли детский кинематограф, здесь поспорить сложно. Потому что ну была у нас Центральная студия детских и юношеских фильмов имени ГОроькогоГорького — — она-то и сейчас существует, но только там детских и юношеских фильмов, по-моему, и не снимается вовсе, как долгое время в «„Детском мире“» детских товаров не было. Я не знаю, насколько эту проблему можно решить. Вот у меня единственный фильм в голове такой, в общем-то, детский и хороший из тех, что выходили за последние годы, по-моему, называется «„Призрак“» — — с Бондарчуком...

В. Меркулов

— Хороший фильм.

А. Пичугин

— ...где маленький мальчик встречает привидение главного героя. Да, ну, вот это, наверное, один такой за последние годы вышел. Наверное, я просто чего-то еще не знаю, каких-то... А в советское вермявремя в год выходили десятки детских фыильмовфильмов. Далеко не все они были хорошими, поэтому они не дожили, но классика советского десткогодетского кино до сих пор востребована, до сих пор дети смотрят. Я думаю, что, кстати, современные школьники все прекрасно «„Приключения Электроника“» знают.

Н. Петрова

— Знают, конечно. Но предложите посмотреть любой из фильмов того времени — — нашего времени, вот тоот же наш «„красный“»... подскажите, забыла название...

А. Пичугин

— «„Неуловимые мстители“».

Н. Петрова

— «„Неуловимые мстители“». Слушаю, да, говорю. Но на следующий урок приходишь, начинаешь говорить — — а никто не смотрел. Или один-два. Они смотрят сегодняшние.

А. Пичугин

— «„НеуловаимыеНеуловимые местителимстители“»...

Н. Петрова

— Не только про него — — вообще говорю о тех фильмах.

А. Пичугин

— Да, но уже действительно, мне кажется, современному школьнику «„Неуловимые мстители“» не очень понятны, потому что это про какую-то другую, совсем уже другую эпоху.

Л. Горская

— Да, мне кажется, понятны — — приключения и приключения, чего там.

А. Пичугин

— Ну да. Но о чем там? Нет, это как раз про «„Мстителей“». Ну, может быть, может быть...

Л. Горская

— Знаешь, «„Пираты Карибского моря“» тоже про другую эпоху«". И все смотрят.

А. Пичугин

— Ну, а он и не детский.

В. Меркулов

— Знаете, в чем вопрос есть? Вопрос в том, что говорить о чем-то абстрактно — — это не та область. Вот, понимаете, фильм — — это впечатление, прежде всего. Если бы мы вот Вас посадили как ведущих, например, сейчас на два-три фильма, поверьте, мы бы с Вами абсолютно по-другому разговаривали. И сейчас, пока Вы их не смотрели... Или, там, вот в середине вот мы сейчас прерватилсьпревратились бы с Вами, и Вы бы посмотрели хотя бы два-три фильма — — Вы бы совершенно другие люди были.

А. Пичугин

— Мы бы настолько изменились?

В. Меркулов

— Это талантливые фильмы, талантливо сделаны, на хорошем качестве. Они впечатляют, они производят сильное эмоциональное впечатление. И методические разработки, которые в них существуют, к ним прилагаются, это очень грамотно составленные объяснения, а что это такое, о чем фильм. Ребенок начинает разбиратиьсяразбираться в нем. А через впечатления он для себя формирует образы, понятия. И дальше, когда школа уже, просмотрев этот фильм, проведя этот киноурок, имеет инструмент как закрепления — — это как сделать какую-то акцию на эту тему. Ну, их очень много будет. Вот у нас одна школа в Санкт-Петербурге придумала акцию «„Поступок по секрету“». Вот этот фильм, я говорю, «„За руку с Богом“», когда человек — — бескорыстный человек, бескорыстие — — это сила... Они придумали сделать общественно-полезное действие какое-то, но никому об этом не сказать. У них родился секрет внутри, у них какая-то там тайна, они там что-то красили, что-то там изменили, какие-то закрасили эти надписи у себя, где они жзивутживут, вот в свовемсвоем районе. Но это все осталось в тайне. Откуда это появилось, никто ничего не знает. Это очень сильное воздействие произвело. И ситуация поменялась в классе абсолютно кардинальным образом. А потом, Вы не забывайте, что есть родители. Им очень трудно сегодня воспитывать. Родитель вообще — — он очень занятой человек, он вынужден зарабатывать деньги. И он своего ребенка, фактически, отдает на воспитание в школу. И у школы должен быть, являться этот инструмент.

А. Пичугин

— Я тут, наверное, должен извиниться перед Киностудией имени Горького, потому что я открыл их сайт, и у них в производстве достаточно много фильмов для детей и подростков. Вопрос только — — ну вот снимут их, а дальше-то что? А где их посмотреть?

В. Меркулов

— А посмотрите... Нет, вот давайте посмотрим. Почитайте, где много и какие года?

А. Пичугин

— Не, вот Вам, пожалуйста, 2018-й — — «„Подкидыш“», 2017-й — — «„Земля людей“». Ну, и так далее, и так далее. То есть тут целая страница, можно долго листать.

В. Меркулов

— Это в последние годы.

А. Пичугин

— Последние годы, да. Более того, тут некоторые фильмы уже сняты, реализованы. Где их посмотреть? Я не знаю, вот я, например, хочу, чтобы мой ребенок посмотрел фильм... У меня, кстати, нет детей, но это другое уже. (Смеется.) ...к примеру, мой ребенок посмотрел фильм «„Семицветик“», который был снят аж в 2014 году. Где мне его взять? Наверное, в Интернете можно найти. Может быть, денег заплатить. Но у нас в прокате этого нет. Я не могу сходить в кино. Я помню, когда был маленький, нас водили хотя бы в ближайший дом культуры МЭЛЗ на «„Электрозаводской“» на «„Ералаш“». А тепероьтеперь... Ну вот как Вы считаете — — давайте по очереди этот вопрос зададим, — — что можно сделать в этом направлении, помимо Вашего проекта «„Киноуроки в школах“»? Полнометражные детские фильмы, то самое детское кино, которое мы практически потеряли, — — вот как можно к нему вернуться?

Н. Петрова

— А зачем, скажите мне? Вот классный руководитель — — у него есть 10 минут, фильм. На тот фильм надо найти время — — день, час, поехать, отвезти детей...

А. Пичугин

— Нет, не обязательно.

Н. Петрова

— А мы в школе... В школе у меня вот нет возможности показать.

А. Пичугин

— Смотрите, я... Нет, это вопрос не в том, что детей надо обязательно снимать с урока и везти. Просто чтобы было. Чтобы среди прочих красочных афиш висел бы фильм «„Подкидыш“», например.

В. Меркулов

— Ну это просто. Этоо же просто. То, о чем Вы говорите сейчас, о большом кино, кинематографе, — — должна быть система кинематографа прокатного. И на прокате Киностудия имени ГОроькогоГорького должна зарабатывать средства, чтобы дети ходили в кинотеатры. Система кинотеатров у нас есть — — это все понятно здесь. Это нормальное развлекательное кино, которое поднимает человеку настроение, тонус и так далее. Но оно не работает с тонкими чувствами. А этот отдельный проект, Вы знаете, я Вам честно скажу — — это вообще отдельное направление кинематографа. Вообще отдельное.

А. Пичугин

— А Вы фестиваль не хотите провести с Вашими фильмами?

В. Меркулов

— Нет. А зачем нам?

А. Пичугин

— Ну чтобы я наконец где-нибудь посмотрел.

В. Меркулов

— Вы придите в свою школу, попросите, чтобы они поучаствовали в создании... Понимаете, ребенок, который принес...

А. Пичугин

— Ну, я же от лица слушателей.

В. Меркулов

— Ребенок, который принес макулатуру на создание фильма, он является сопродюсером этого фильма. Для него важно, что именно этот фильм, именно он в нем поучаствовал. И он хочет узнать, а какой город сделал, а как вот там те ребята. У нас же миллионы детей участвуют в создании детского кинематографа. Это вообще очень символично.

А. Пичугин

— Я же от лица слушателей. У нас технический охват здесь, в Москве — — 20 миллионов. Технически — — ну, кто, теоретически, может включить радио «„Вера“» и послушать. Они же не придут все в школу № 8 города Балашиха и не посмотрят.

В. Меркулов

— Но школа может дать заявку.

Л. Горская

— А «„кота в мешке“»... Ну, понимаете, тоже — — мне, когда я прошу о чем-то свою школу, я должна знать, о чем я прошу. Как я могу просить совюсвою школу присоединиться к программе и показывать детям фильмы, которые я сама не видела? Тут получается замкнутый круг. Алексей, я правильно тебя поняла?

А. Пичугин

— Угу!

Л. Горская

— И вот твои дети, которые у тебя будут, — — ты же тоже будешь интересоваться, что им показывают?

А. Пичугин

— Да. Но я так понимаю, что родителям, которые придут в школу, если их школа присоединяется к программе, покажут.

В. Меркулов

— Да, обязательно. Обязательно.

Н. Петрова

— Можно, так я скажу? Насколько я помню — — я не знаю, как сейчас дело обстоит, — — год назад я, получив эту информацию, зайдя на сайт http://кинопедагогика.рф, я просмотрела фильм «„За руку с Богом“». Он в полном там.

А. Пичугин

— Он один. А их все-таки больше гораздо.

Н. Петрова

— Да. И если это интересно, там есть данные, куда выйти. А далее можно со школой... Толкнуть школу вот тем, что мне это интересно — — я звоню в свою школу и говорю: «„А Вы вот знаете о таком проекте?“» (я сейчас выступаю от лица родителей). «„А почему бы Вам не посмотреть и, может быть, начать эту работу? Вот меня это заинтересовало. Давайте посмотрим вместе. Как родитель, прошу...“» Сейчас же родители тоже вместе со школой работают, это единое целое. Есть Управляющий совет, есть общешкольный родительский комитет. То есть тот, кто нас сегодня слушает и кто заинтересовался, они могут вот таким образом выйти на свою школу.

А. Пичугин

— Может быть, даже, сорблюдаясоблюдая авторские права, Вам сдлатьсделать какую-нибудь платную... ну, у Вас на сайте просто повесить платную?..

В. Меркулов

— Абсолютно бесплатно, нет, нет. Не надо платную. Это народный проект, это будет бесплатно для школ. Просто нужна инициатива. Мы понимаем, что даже ребенку нужно девятьтдевять месяцев, чтобы родиться. Это процесс, который идет. Вот на сегодняшний день у нас 14 регионов подали заявки на участие в этом проекте — — акции «„Киноэкология“», и 14 регионов — — субъектов Федерации — — получат эти фильмы для своих образовательных учреждений.

А. Пичугин

— Вообще, что-то меняется. Потому что, я помню, несколько лет назад дополнительное образование было инициативой самой школы. Хочет руководство школы, чтобы у них было дополнительное образование, оно есть, не хочет — — не надо. Сейчас, по-моему, это стало обязательным?

Н. Петрова

— Ну, в школах сейчас есть такое понятие, как внеурочная деятельность. В начальной школе это 10 часов, в среднем звене — — пять часов, и школа принимает сама вместе с родителями, что они дают на эти 10 и пять часов, и выбирают программы, и преподавателеипреподаватели работают.

А. Пичугин

— Меня удивляло в свое время, что дети, отсидев по 6-7 уроков каждый день, шли еще на какие-то дополнительные занятия после школы — — там, скажем, на мои уроки, которые у меня были в области дополнительного образования, на другие. Чего там только не было! Там огромное количество, в том числе, почти вузовских программ. И дети с удовольствием после школы, вернее, после основных уроков туда шли и сидели еще в своей школе до семи вечера — — кстати, вместо того, чтобы, там, просто шляться по улицам.

Н. Петрова

— Ну, на самом деле, это, в частности, в нашей школе хор и хореография — — почему нет? Это бесплатное дополнительное образование, в первую очередь, для тех родителей, которые не имеют возможности где-то ребенка обучать платно.

А. Пичугин

— Да, это замечательно.

Н. Петрова

— И направления эти очень востребованы родителями и детьми.

А. Пичугин

— Кстати, уроки труда в школе сейчас есть?

Н. Петрова

— В нашей школе есть. У нас слесарное и столярное дело — — прекрасный преподаватель, защитился в этом году, первая категория у него, и дети его очень любят. И на уроках...

Л. Горская

— У девочек тоже столярное?..

Н. Петрова

— Нет, у девочек кулинария и шитье, как вот когда-то я училась, помню.

А. Пичугин

— Ну, как вот в наше время было, да. А просто мне кто-то рассказывал — — говорю, когда я сам работал, там не было, даже, по-моему, не осталось мастерских с токарными станками.

Н. Петрова

— Нет, в нашей школе, к счастью, это есть.

Л. Горская

— Да, мне кажется, сейчас в основном везде уроки труда возрождаются.

А. Пичугин

— Может быть, но надо вообще в школу зайти, посмотреть, что там и как.

Л. Горская

— Да, мы с тобой гипотетический такой разговор ведем. Кино детское не смотрим...

А. Пичугин

— В школе не было. Я не был... не переступал школьный порог... Хотя работаю с детьми до сих пор периодически, я школьный порог не переступал уже... Четыре года вот будет.

Н. Петрова

— Вы знаете, родители сейчас... Я не знаю, в нашей школе приветствуется любое начинание, с которым пришли родители. И если на самом деле вот есть такие отношения, что родитель — — ученик — — администрация, то можно горы свернуть в школе, на самом деле.

А. Пичугин

— Мы напомним, что в гостях у Светлого радио Виктор Меркулов, руководитель проекта «„Киноуроки в школах России“», Наталья Петрова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 8 города Балашиха. А кто Ваша команда? Вот помимо сценариев... Мы так поняли, что сценарии у Вас пишет Елена Дубровская. А операторы, съемочная группа? Это же целая команда, которая тоже должна и есть что-то.

В. Меркулов

— Да, у нас есть «„костяк“» — — это три человека. Это Елена Дубровская, Людмила Романова и я, Виктор Меркулов. Все остальное — — это киностудия «„Интел-кино“», и там очень интересная, мощная команда ребят — — сильных, профессиональных, творческих...

А. Пичугин

— Но они не только Ваши фильмы снимают? Соответственно, у них там свои проекты, в том числе и Ваши?

В. Меркулов

— Да, но мы... На каждый фильм собирается команда и снимает, и для нас для всех эта работа — — это праздник. Потому что там, наконец-то, опять же, встречаются съемки, у нас люди...опять люди... У нас прекрасная атмосфера. И это просто работа — это праздник для нас на съемочной площадке. Но на сегодняшний день мы будем увеличивать съемочные бригады до трех бригад, как минимум. Потому что задачи стоят... Количество фильмов увеличивается. Поэтому для того, чтобы это осуществить, нужно увеличивать.

А. Пичугин

— Государство как-то помогает? Или нет такой цели?

В. Меркулов

— Вот цели такой нет. Вот если, смотрите, государство нам будет оплачивать, условно, поездки куда-то в регионы, оплачивать съемки фильмов, то тогда мы потеряем людей и потеряем сам факт народного проекта.

А. Пичугин

— Но есть же гранты какие-то.

В. Меркулов

— Ну есть гранты. Но я же говорю — это проект народный. Сегодня проблема в том, что никто... Отсутствие веры, больше имитация какой-то деятельности. Поэтому мы сегодня достаточно самодостаточны для того, чтобы этот проект осуществлять без поддержки государства, за счет общественной деятельности, общественной поддержки.

А. Пичугин

— Есть регионы, до которых сложно добраться из Петербурга, например. Я не знаю, в Якутию. Вот Якутия к Вам присоединится? Туда же надо поехать — это же недешево, там какое-то количество времени провести.

В. Меркулов

— А вот у нас православные предприниматели помогали нам оплачивать поездки, вот ребята.

Л. Горская

— В Якутию?

В. Меркулов

— Нет, не в Якутию, пока еще в Центральной России, но, в частности, в Астрахань, например — тоже не ближний свет, 1 тысяча 700 километров, по-моему, от Питера.

А. Пичугин

— Ну, до Астрахани-то я за один день на машине доезжал всегда.

Л. Горская

— Не хвастайся.

В. Меркулов

— Ну, навряд ли. Тысяча 400 километров. Это...

А. Пичугин

— Нет, я утром выезжал — вечером в Астрахани.

В. Меркулов

— Ну, это у Вас такая, наверное, мощная машина...

Л. Горская

— Фантазия у Алексея.

А. Пичугин

— Нет, нет. Есть же у нас все-таки ограничения по скорости. Ну да ладно, мы сейчас не о том.

В. Меркулов

— А вот я Вам скажу. Между прочим, Вы знаете, когда Вы находитесь в регионе каком-то и видите огромное количество людей... Ну, приезжал — вот Великом Новгороде даже, скажу, нас все знают там. Все. Все дети, все педагоги, глава... администрация вся. Мы популярные люди, понимаете? Ну что, в хорошем проекте, большом проекте любой хочет помочь, если этот проект мощный, если он интересный, перспективный. И мы бы хотели, чтобы людей, которые себя отождествляют с этим проектом, было больше. И чтобы их количество не сокращалось, а увеличивалось.

А. Пичугин

— Ну, я надеюсь, что действительно к Вам присоединятся дальние регионы России, которые... И там найдутся люди, которые смогут Вам помочь. А вот у Вас такой сайт интересный — там очень много всякой информации. Я так понимаю, что у Вас еще есть некоторые акции, которые Вы проводите, — «Школьная», «Киноярмарка», «Детская дипломатия». Что это такое?

В. Меркулов

— Это есть тема урока. Ну, опять же, давайте, чтобы не отвлекаться, тема «Бескорыстие», да? Вот фильм «За руку с Богом». А есть акция. Что такое фильм? Фильм — это просто впечатление. Уже методическое пособие к фильму — это распознавание. А сама акция на тему фильма, условно, «Бескорыстие», классом — это социальное действие. То есть закрепление и утверждение всего как позиция самого ребенка. Если вот этот тандем тройственный педагогом будет использован, то, соответственно, мы с Вами будем вести полноценную воспитательную работу.

Л. Горская

— Вот это, наверное, самое ключевое, да?

В. Меркулов

— Ключевое — это действие, конечно. Если что-то ты услышал, ты должен обязательно это сделать. Сказал — сделал.

А. Пичугин

— Я смотрю, у Вас 99 — ну, я так понимаю — тут по количеству задуманных фильмов — таблица духовно-нравственных, моральных понятий, принципов и ценностей для создания сценариев фильмов. Это для Ваших сценаристов, или это каждый может выбрать?

В. Меркулов

— Это каждую позицию выбирает сам регион, субъект Федерации. Кому-то, как Великому Новгороду, «Справедливость» показалась — ну, опять же, из-за исторических... истории этого города.

Л. Горская

— А в Новгороде до сих пор помнят про вечевой колокол, так лично воспринимают?..

В. Меркулов

— Ну, а как же? Куда ж его денут? Куда же денут Великий Новгород? В свободную Русь. Конечно. Новгородское вече — в учебниках, да.

Л. Горская

— Да-да-да. Просто удивительно, что до сих пор горожане настолько лично воспринимают столь давнюю историю.

В. Меркулов

— Все ценят свою историю, конечно. А они выбирали само понятие. Мы согласовывали все. Мы согласовываем все. Там были условия для сценария. Чтобы написать сценарий, нужно было в сценарий включить — в условиях — конкурс Рахманинова, потому что Рахманинов там родился, надо было включить Новгород как новгородское вече. Нужно было... Несколько составляющих позиций там должно было быть. И из этого уже формируется сценарий. Потому что для города, для субъекта Федерации важна его историческая основа. И вот исходя из этих всех условий мы создаем уже сценарий.

А. Пичугин

— Вы как-то будете продолжать, вернее, не продолжать, а начинать какую-то работу с полнометражными фильмами, все-таки, возвращаясь к теме детского кино? Ну потому что вот этот проект — это одна сторона возможной работы со школьниками. А если бы это было как-то более всеобъемлюще, ну, может быть, она бы и работа так пошла?

В. Меркулов

— А чем не всеобъемлюще? У нас вся аудитория детская в школах. Уж больше аудиторию Вы не возьмете, совершенно. Ну, плюс родители. Шире не бывает. Кинотеатров-то нету, где прокатывать.

А. Пичугин

— Да, кстати, это тоже большая проблема.

В. Меркулов

— А короткий метр — это самая понятная для ребенка на сегодняшний день форма.

Л. Горская

— А кстати, где дети смотрят эти фильмы? В классе по телевизору?

В. Меркулов

— У всех по-разному. Вот смотрите, в Курске, например, у них система кинотеатров осталась с советского времени — у них 246 кинотеатров, в Курской области. Педагоги имеют возможность приходить в кинотеатры. Есть система библиотек. А вообще это для просмотров в классе. Но, конечно, качество фильмов настолько хорошее, мы снимаем очень хорошим оборудованием, мы снимаем профессионально. Как говорится, для детей должны быть такие же фильмы, как для взрослых, только лучше. Поэтому хотелось бы, конечно, чтобы эти фильмы просматривались на большом, широком экране. Это было бы, конечно, замечательно.

А. Пичугин

— А кто-то из известных актеров с Вами сотрудничает?

В. Меркулов

— Да, у нас сейчас ведущие актеры и актриса из Комиссаржевки снималась... Да, у нас снимаются. Но вот такого большого широкого уровня пока еще не было никого, но мы надеемся, что скоро появятся.

А. Пичугин

— Угу. Спасибо большое! Мы напомним, что в гостях сегодня у Светлого радио были Виктор Меркулов, руководитель проекта «Киноуроки в школах России»... Спасибо большое, мы желаем, чтобы Ваш проект развивался и действительно к нему присоединялись новые, новые регионы.

В. Меркулов

— Спасибо.

А. Пичугин

— Наталья Петрова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 8 города Балашиха. Спасибо.

Н. Петрова

— Спасибо.

А. Пичугин

— Спасибо, что Вы рассказали, как сейчас и школы выглядят, и поделились своим опытом сотрудничества с «Киноуроками». И мы — Лиза Горская...

Л. Горская

— ...Алексей Пичугин...

А. Пичугин

— ...тоже прощаемся с Вами, желаем всего самого доброго. До встречи!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем