Я записываю этот выпуск программы весной 2017-го года, накануне 75-летнего юбилея замечательного московского поэта, прозаика и критика — Ильи Фаликова.
Помимо десятка поэтических книг, четырех романов и ряда биографий (среди которых — Марина Цветаева, Борис Рыжий и книга о Евгении Евтушенко), Илья Зиновьевич создал особый жанр «литературы о литературе»: «прозапростихи». Тут все три слова должны писаться слитно. Здесь он — и тонкий читатель, и хранитель памяти, и свидетель-соучастник — общего с литературой времени.
Но, говоря нынче о стихах Ильи Фаликова, я выбрал для нашей программы — только одну заветную линию. Она тоже юбилейная: пятьдесят пять лет общей судьбы с поэтом и семейным ангелом-хранителем — Натальей Аришиной. В 2008 году их стихи составили даже общую книгу — «Сговор строк».
Там я и прочитал его раннее, из прошлого века:
Без упоения, сухо
годы накопим, и глядь:
— Дай-ка мне руку, старуха,
надо бы кости размять.
Выйдем вдвоём на дорогу,
где, не дожив до седин,
юноша выплакал Богу
душу один на один.
Илья Фаликов, 1979-й год. Из двукнижия «Сговор слов. Лирика диалога».
...А теперь давайте перенесёмся на тридцать пять лет вперед, и откроем журнал «Новый мир»:
Блещут фары, транспортные вишенки,
по земле, где стелется зараза:
легкие Москвы — дома Воздвиженки,
черные от выхлопного газа.
На рентгеноснимке нашей родины,
в смысле легких, много черных пятен,
не считая собственно смородины
чёрной — Божий сад невероятен.
Адекватна жизнь, ужасно сытная,
нашей продовольственной корзине,
тени мы с тобой, подружка ситная,
не в аду — в подземном магазине.
Мы с тобой другие, да не многие —
нас отёрли с черного фасада,
вынув из нечистой экологии,
ветви Александровского сада.
Илья Фаликов, из подборки «Не учи кузнечика ковать», «Новый мир», № 7, 2014-й год
Поэт предыдущего поколения, Тимур Кибиров, говоря о новых стихах Ильи Фаликова, отмечал их поистине драгоценные качества: достоинство и трезвость мысли. «...В его стихах не найдёшь ни бессмысленной и суетной погони за злобой дня, ни столь же пустой и немудрой ненависти к нашему времени...»
В стихах, которые я только что прочитал, хорошо вижу их вместе, обоих поэтов, Илью и Наташу — за ветками Божьего и Александровского сада...
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия