Знаете, что для меня самое трудное в борьбе со страстью? Взять, к примеру, чревоугодие — чрезмерную любовь к различным деликатесам или вкусняшкам, как называют их в интернете. Когда наступает очередной пост, я твердо решаю на этот раз держать его как следует: без всяких послаблений в виде шоколадки на завтрак или чашки кофе с молоком. И первую неделю все идет отлично. Я спокойно прохожу мимо витрин со сладостями, кофе кажется мне вкусным и без молока. Во всем теле я чувствую необыкновенную легкость, и душа моя, кажется, также воздушна и почти уже бесплотна...
И вот стоит мне только мысленно вознестись над нашим грешным миром: почувствовать свободу от этого гнёта, обрадоваться своей независимости. Только я порадуюсь, что перестала думать о еде, чувствовать неутолимый голод -так сразу опрокидываюсь с небес на землю. Вечером тайно поедаю тортик из холодильника: «этот точно последний», — думаю в свое оправдание. Однако я ошибаюсь: постепенно все возвращается на круги своя. И вот уже жадно смотрю на фото изысканных блюд в интернете, думаю, чего бы еще такого вкусненького съесть, и чувствую непрерывный голод, даже если только что пообедала.
Вот это без конца возвращающееся закабаление, сразу после радости о свободе... угнетает едва ли не больше, чем сама зависимость от страсти. Лишь успеваю поверить в то, что наконец свободна от своей страсти, как своим тщеславием выдергиваю столь желанную свободу прочь... И вновь нескончаемый голод и жажда, которую не утолить. Как говорил схиигумен Иоанн Алексеев: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб».
А ведь хочется поверить, очень хочется. Что я духовно возмужала, стала, наконец, способной на самоконтроль и прочие виды самодисциплины... Что каждый пост дает моей душе столь необходимую закалку и опыт в борьбе со своими страстями.
Но, к сожалению, у меня это не получается. Моя душа — такая же темная и зачерствелая, как и прежде. Как огромный корабль, опутанный водорослями страстей, обросший множеством ракушек дурных мыслей и негодных дел. Как бы не пойти ко дну под этим огромным грузом? Как очистить свой корабль от этой тяжести, чтобы он пошел туда, куда следует: в тихую гавань Спасения по бушующему жизненному морю?
Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться». Если я не могу преодолеть свою зависимость от вкусной еды, не надо пытаться в один момент стать великой постницей. Надо сказать : «Боже мой, вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать». Не надо отчаиваться. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стремимся к исправлению. И нужно понимать, что без помощи Божьей мы ничего не можем сделать.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема