Ваня с тоской уставился в раскрытую рабочую тетрадь по английскому. Уже десятый час вечера, пора ложиться спать, но уроки не сделаны. Его взгляд уныло бродит по иностранным непонятным словам, которые никак не хотят не то чтобы открывать своё значение, но даже складываться в удобопроизносимые звуки. На другом конце стола я пью чай и с интересом наблюдаю за происходящим. Голова мальчика обессиленно переваливается то на одну руку, то на другую. Глубокий вздох — его почти плачущие глаза с мольбой обращаются ко мне.
«Папа, я тут ничего вообще не понимаю! Помоги сделать, пожалуйста!»
Я продолжаю пить чай. Во мне борются несколько желаний одновременно. Первое, и самое сильное — я хочу спать. Очень хочу. Но пока я не уложу детей, это невозможно. Поэтому надо взять — и быстро продиктовать ему все эти элементарные ответы. Оценка будет отличной, ребёнок — счастливым отправится спать, довольным, что его папа — просто такой вот самый лучший в мире папа.
Но тут же, рядом — другое желание. Пусть сам разбирается. Продирается мучительно сквозь пелену обволакивающего сна и заросли чужеродных слов. Учится быть мужчиной. Преодолевать себя, свою лень и косность. Нести ответственность. Что ему мешало сесть за уроки два часа назад? Ничего! Фильм можно было бы и завтра, в выходной день, посмотреть. Зато в следующий раз хорошенько подумает, а надо ли смотреть фильм, когда есть шанс получить двойку. Да, больно будет. Да, будут слёзы. Но зато — бесценный жизненный опыт.
В итоге — решаюсь на компромиссный вариант.
«Ваня, что именно ты не понимаешь? Как выполнить упражнение?»
«Да. Что это слово значит?»
«Для этого у тебя есть словарь!»
Ваня тяжко вздыхает и начинает искать слово.
«И что теперь? Всё равно не понимаю!»
«Смотри: сначала надо понять значение всех слов. Затем, как их соотнести друг с другом. Пример — вот он. Теперь понятно?»
«Понятно...» — совсем обессиленным голосом говорит ребёнок. Маячившая слабая надежда на то, что папа сделает вместо него задания улетучилась напрочь.
Выпью-ка я ещё одну чашечку.
Какие же они полезные, эти детские проблемы! Для нас, взрослых, прежде всего. Ведь гораздо проще — сделать уроки за ребёнка. Но это — неправильно. Ведь и Бог не может за нас выучить уроки нашей жизни. Он стоит рядом — но не хочет снова идти в школу, которую должны мы пройти сами. Он не хочет подменять Собой — нас. Даже когда мы Его об этом умоляем со слезами: приди и наполни меня Собой — то есть упраздни меня Собой! Я ведь такой плохой — а Ты — такой хороший! Но Бог нас очень любит, и всё ещё очень верит в нас, чтобы убивать таким образом и упразднять нашу уникальность. Даже дурные и грешные, мы все равно ему очень дороги.
Он никогда не «нянчится» с нами, как навязчивая мамаша, отождествляющая свою жизнь — и жизнь ненаглядного сыночка. Превращая сына своей безрассудной любовью — в инфантильного, зависимого, легко управляемого травматика. Бог с нами не нянчится — но Он — всегда рядом. Особенно когда мы — на самом краю. Он многое что может: подбодрить, подсказать, одёрнуть, пригрозить и даже наказать — но задания наши вместо нас делать никогда не будет!..
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема