
Фото: Polina Grishma/Unsplash
Рассказы Священного писания зачастую воспринимаются как мифы еврейского народа, не относящиеся ко всеобщей истории человечества. И уж тем более трудно представить, что имена персонажей Ветхого Завета могут быть причастны к летописи России. Но, тем не менее, такое историческое пересечение произошло. Летом 2016 года экспедиция института археологии Российской академии наук в ходе очередного полевого сезона на городище Фанагория в Краснодарском крае обнаружила артефакт с именем персидского царя Дария. Того самого Дария Великого, который неоднократно упоминается в книгах пророков Аггея, Захариии, Ездры, как правитель, поспособствовавший восстановлению Иерусалимского храма, разрушенного вавилонским царём Навуходоносором. Руководитель фанагорийской экспедиции, доктор исторических наук Владимир Кузнецов назвал находку российских архелогов научной сенсацией мирового значения.
Комментарий эксперта:
На раскопках Фанагории, в слоях, относящихся к пятому веку до Рождества Христова, учёные обнаружили фрагмент мраморной плиты с клинописной надписью на древнеперсидском языке. На стеле сохранилось около десяти-пятнадцати процентов сообщения. Текст, который удалось расшифровать, указывает на то, что надпись выполнена от имени персидского царя Дария Первого Великого, правившего державой Ахеменидов. Эта древняя империя, созданная персидской династией Ахеменидов, включала в себя обширные владения, простирающиеся от реки Инд до Средиземного моря с востока на запад и от африканской реки Нил до Закавказья с юга на север. Клинописные документы, подобные фанагорийскому, учёные находили и прежде, но большинство из них были обнаружены в Персеполисе — столице древнеперсидского царства, на территории современного Ирана.
После того, как персы завоевали Вавилон, в состав державы Ахеменидов вошла и пленённая вавилонянами Иудея — это произошло в середине шестого века до Рождества Христова. Правивший в то время Кир Великий издал декрет, позволяющий евреям вернуться из вавилонского плена в Иерусалим и восстановить храм, разрушенный Навуходоносором. Вчерашние пленники с воодушевлением приступили к восстановлению, но вскоре их пыл угас — слишком истощены были материальные и моральные ресурсы народа. И только спустя пятнадцать лет, на шестой год царствования Дария Первого, строительство возобновилось и увенчалось успехом.
В иных областях державы Ахеменидов правление Дария складывалось не столь благополучно. Многие страны восстали против персидского владычества. Несколько греческих городов объединились и выступили против Дария единым фронтом. Этот союз повстанцев получил имя Ионийский по названию местности, где они находились. Дарию удалось подавить Ионийское восстание. Победе персидского царя над греками, по мнению российских археологов, и посвящен памятник, найденный на раскопках в Фанагории.
Комментарий эксперта:
Работа над расшифровкой клинописной записи на стеле, найденной в Краснодарском крае, ещё только начата, но некоторые выводы уже удалось сделать. Так, одно из слов, присутствующих в тексте, восстановлено как топоним «Милет». Такое имя носил крупнейший греческий город в Ионии, стоявший во главе восстания против Дария Первого. Можно предположить, что царь после победы над греками поставил в Милете мраморную стелу с текстом, повествующим о его триумфе. Когда же через несколько лет, уже после смерти Дария, ионийцам удалось свергнуть персидское владычество, памятник был разбит. Один из его осколков мог быть взят в качестве балласта на корабль, идущий в Фанагорию, которая в пятом веке до Рождества Христова являлась греческой колонией.
Артефакт, обнаруженный археологами в Краснодарском крае, наглядно показывает, насколько едина история человечества. Балласт, брошенный греческими моряками на берегу Фанагории, хранит память о персидском царе, имя которого не раз упоминается на страницах Священного писания.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











