Радостно держа в руках новенькую, только что купленную, приятно пахнущую типографской краской книжку, ребенок, конечно же, не думает о том, как труден и тернист порой бывает путь книги от издателя к прилавку магазина. Да и не должен он об этом размышлять. Ведь главное, - что книжка есть, что она интересная и понятная, а картинки в ней - яркие и забавные.
Ну, а заботы о том, какой должна быть идеальная современная книга для детей, и как сделать, чтобы детская литература в России снова заняла утерянные ею позиции – дело издателей. Об этом они и побеседовали за «круглым столом» в исторической резиденции Московских митрополитов. Встреча представителей самых крупных и известных издательств была приурочена ко Дню православной книги. Организовали ее издательство «Дар» и храм Пророка Илии в Черкизове во главе с его настоятелем - заместителем управляющего делами Московской Патриархии, архимандритом Саввой (Тутуновым).
Говоря о многочисленных сложностях издательского процесса, сетуя на то, что Америка и Запад, сегодня, увы, далеко опережают Россию и по количеству издаваемой детской литературы, и по масштабам пропаганды чтения среди детей и подростков, наши издатели, тем не менее, показали, что сдаваться они не намерены. По крайней мере, никто из них не пришел на встречу с пустыми руками - каждый представил по несколько любопытных новинок.
Генеральный директор издательства «Дар» Георгий Гупало с гордостью рассказал о серии «Моя первая Библия» и «Мой первый молитвослов», завоевавшей не только церковный, но и светский книжный рынок. А Татьяна Тарасова, заведующая отделом духовно-просветительских изданий Издательства Московской Патриархии, обратила внимание на то, что героем детских книг должен быть прежде всего человек – Образ и Подобие Божие, а не инфернальные оборотни типа Человека-паука. Она представила серию «Имя твое – Россия», в которой вышли книги об Александре Невском, Суворове, святом праведном Иоанне Шанхайском.
Энтузиазмом заразила всех шеф-редактор детской книжной серии «Настя и Никита» Алина Дальская. Она заметила, что ни кино, ни мультфильмы не способны заложить в ребенка то, что закладывает хорошая детская книга. И поэтому в их издательстве стараются уделять максимум внимания познавательной литературе. «О чем молчат башни Кремля», «Тайны собора Василия Блаженного», «Где родился Дед-Мороз» - вот лишь несколько названий из внушительного списка новинок.
Генеральный директор издательства «Никея» Николай Бреев хоть и подчеркнул, что, по сути, детская литература – не их специфика, тем не менее, отметил, что выпущенная издательством книга «Детский молитвослов» стала едва ли не хитом продаж, в том числе в популярных книжных интернет-магазинах.
Даже в разгар рекламы книги о Гарри Поттере самым продаваемым детским писателем в России оставался Корней Чуковский» - такое резюме подвел беседе Георгий Гупало. А это признак того, что у детской литературы в Росси есть все шансы на прорыв. И судя по количеству новинок, представленных издателями, прорыв этот уже не за горами!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.